Ликвидация

Отчего плакала директор школы 100-я и 107-я минские школы расположены неподалеку от торгового центра "Вильнюс".
Отчего плакала директор школы

100-я и 107-я минские школы расположены неподалеку от торгового центра "Вильнюс". У них общие двор и стадион, внешне они похожи, как близнецы. Но одна из них обыкновенная, а другая, как утверждают ее педагоги и представители родительского комитета, уникальна. Во-первых, бесценным опытом обучения детей с задержкой психического развития. Во-вторых, своим музеем. Но администрация Первомайского района почему-то ликвидирует "уникальную" и сохраняет "обыкновенную". По мнению пострадавшей стороны, главная причина состоит в том, что 107-я школа находится в гораздо лучшем техническом состоянии и ее легче "продать"...

"Пострадавшие"

Я пришел в 107-ю школу без предупреждения - чтобы проверить тревожные сведения, поступившие в редакцию по телефону. Первые же две учительницы, встреченные мною в коридоре, нервно произносили именно слово "ликвидация". Стоило только представиться и задать первый вопрос, как вокруг собрались еще несколько педагогов. Тут же нашли свободный класс и... выплеснули свои обиды и боль.

Главным образом - за детей. Прежде всего - за больных. В Минске осталось лишь две школы со специализированными классами. Родители, которые разве что на руках своих больных детей не носят, везут их в 107-ю школу из разных районов города. "Им здесь хорошо! Как рыбки в аквариуме плавают!" - сказала мне одна из матерей. Дети-инвалиды учатся здесь уже 20 лет. Обычные привыкли. Мало сказать, что не обижают, - жалеют, помогают, опекают. Одна девочка не может запомнить учебные кабинеты - ее всякий раз водят за руку.

Когда меня провели в специализированные классы, здесь занимались группы (каждая со своим педагогом) по двое, трое, пятеро детишек. Некоторые не могут читать и писать. Их трудно обучить, но можно адаптировать к социальной жизни - исключительно вниманием, индивидуальной работой. У каждого из четырех педагогов-психологов здесь уникальные наработки. В 107-й городские семинары проводили! Что ждет этих детей в другой школе - в общих, "интегрированных" классах? Где даже средним ученикам нелегко, т.к. педагоги ориентированы на лучших. Учителя опасаются, что там их питомцев просто "затуркают": "Наши дети даже стены этой школы чувствуют! Пусть бы 100-ю к нам присоединили!"

Отдельная тема - музей. Его основала еще первый директор, Лидия Манкевич. С момента своего открытия в 1967 году пионерская дружина школы добивалась присвоения ей звания дважды Героя Советского Союза летчика С.Грицевца. Добилась. Бюст летчика школе подарил сам автор, скульптор Заир Азгур.

Позже добавилась экспозиция об афганской войне, на которой погиб и сын директора. Воины-"афганцы" несли свои личные вещи, документы и фотографии.

Здесь юным гражданам вручают паспорта. Сюда приводят детей из других школ, чтобы принимать в пионеры. "Разве можно все это уничтожить?" - в слезах вопрошала директор музея Нина Потемкина.

Учителя говорили, что недавно была здесь и Л.Манкевич, ныне возглавляющая ассоциацию солдатских матерей "Память и долг". Говорили, что она плакала на пороге своей школы... Оплакивала.

Думаю, что эмоций довольно. Учителя особо подчеркивали, что никто из них никуда не ходил жаловаться. Тревогу забили родители, обратились в Министерство образования. А там их якобы принялись "футболить"...

Словом - конфликт со всеми темными "волнами".

Конечно, учителей беспокоит их собственная судьба. Уволят или переведут в другую школу? Сколько часов получат на новом месте и каков будет заработок? Переживают за итоги своих многолетних профессиональных усилий: к кому уйдут "их" дети? Педагог Людмила Гайтутина со слезами говорила, что согласна и на полставки, только бы перевестись со своим классом, которому отдала 5 лет...

Но больше всего обижает, оскорбляет учителей отношение со стороны чиновников: "Почему нас не собрали на педсовет, ничего не объяснили? Если есть серьезные причины для именно такой ликвидации, так мы же поймем. Пусть хотя бы объяснят, кому наше здание отойдет. Но нам вообще ничего не говорят!"

Как тут не проникнешься сочувствием и возмущением одновременно? Все логично в рассуждениях педагогов. Про психологические травмы, нанесенные учителям, детям и их родителям. Про идеологическое воспитание и права ребенка...

Мой визит, напомню, был неожиданным. Напоследок мы условились, что назавтра учителя пригласят в школу представителей родительского комитета. Я успел позвонить в управление образования администрации Первомайского района: в такое-то время состоится такой-то разговор. Рассудив в последний момент, что я-то здесь лишний, посторонний. Что разговор предпочтительнее вести без посредников: пусть педагоги и родители зададут свои вопросы напрямую администрации. Честно говоря, не очень рассчитывая, что кто-то из чиновников придет...

"Ликвидаторы"

Напрасно опасался. В школу приехала Людмила Томашевич, начальник управления образования. Сначала выступила перед учителями. Поначалу разговор был столь же нервным, как накануне. Педагоги бросали Л.Томашевич обидные упреки. Дескать, мы слышим слова чиновника, который знает про человеческий фактор, но не видит живого человека.

Стоп-стоп. Нужно решить судьбу нескольких десятков педагогов и более 400 учеников! Представим объем чисто административной работы... Пора привести аргументы администрации: насколько это неизбежно.

Категорически неизбежно: в стране демографический спад. Многие школы по всей стране пустуют. Но если в провинции с этим приходится мириться, то в городе соседство полупустых школ недопустимо с любой точки зрения. Еще в декабре минувшего года Мингорисполком предложил районным администрациям решить судьбу школ, где число учеников составляет менее 50 процентов от проектной. В 107-й, рассчитанной на 964 ученика, сегодня обучается чуть более 400. В 100-й, точно такой же по нормативной загрузке, на 200 учащихся больше. Кроме того, там проводился капремонт, а в 107-й за все 35 лет - ни разу!

Предстоит, наконец, вовсе не слияние "уникальной" и "обыкновенной" школ: 107-ю распределят по нескольким, расположенным неподалеку. Непременное условие - целыми классами, чтобы не разрушить устоявшиеся детские коллективы и не травмировать детей.

100-я примет только 150 детей (но и тогда не дотянет до максимальной загрузки!), 9-я гимназия - 70 старшеклассников. Они могут не опасаться, что не выдержат более трудную программу: закончат школу по прежней. Гарантирована учеба в одну смену. Дети с задержкой психического развития пойдут только в 114-ю школу вместе с педагогами и их методическими наработками. Сохранятся и специализированные классы. Лишь вновь создаваемые будут строиться по интегрированному принципу. Таково преобладающее мнение специалистов: "проблемные" дети лучше адаптируются рядом со всеми остальными.

Помимо прочего, это означает, что нигде классы не будут перегружены, чего так опасались родители. Все ценное, что накопила 107-я школа, должно, по идее, не раствориться, но сохраниться и прорасти уже в других коллективах.

Трудоустройство педагогов. Сейчас в школах района идет переукомплектование, обнаруживаются вакансии. Л.Томашевич публично гарантировала: "Ни одна вакансия не будет отдана другим, пока не трудоустроим педагогов вашей школы. Я готова встречаться с каждым из вас".

Конкретное решение по судьбе здания не принято. Ясно одно: оно не будет "продано". В режиме консервации сохранится как учреждение образования - до лучших демографических времен.

Большинство педагогов, как мне показалось, ответами были удовлетворены. Нервозность прошла.

Но затем в класс вошли родители... Одна из мам с ходу провозгласила создание "чрезвычайного родительского комитета", который намерен обратиться в международные организации, пригласить... НТВ. Аргументы, которые Л.Томашевич повторила уже для родителей, не приняла. Не изменила мнение и после "смотрин", которые устроила директор 100-й школы Татьяна Моренова. Правда, в конце этой экскурсии родителей представляли только четверо...

Мнение постороннего

Строго говоря, позицию редакции нельзя считать сторонней. Наша задача состояла в том, чтобы показать действия районной администрации в решении сложной, неизбежной социальной проблемы. 107-я - первая из школ, которую постигла скорбная участь. Но в районе еще несколько заполнены менее чем наполовину! По той же демографической причине здесь ликвидировано с десяток детских садов. Но ни одно здание не утеряно! В них созданы вечерние и дневные школы, социальные центры. Согласимся, что схема, алгоритм решения болезненной проблемы выглядит убедительно.

И еще. Лично меня вполне убедила эмоциональность Татьяны Мореновой, молодого и энергичного директора 100-й школы: "Я здесь всего 4 месяца, но это моя, родная, школа. Извольте ее не обижать. Кому угодно докажу, что она не хуже. Гарантирую, что и вашим детям не будет хуже, деление на своих и чужих исключено!" В 9-й гимназии и 114-й школе, признаюсь, не был, но уверен, что их директора дадут такие же гарантии.

Но, как выразилась Л.Томашевич, "что-то между администрацией и коллективом не сработало". Почему? Почему остались возможности для страхов, слухов и даже спекуляций?

Нельзя исключить, разумеется, что среди родителей и педагогов останутся недовольные. Люди многое сделали своими силами: красили и клеили обои, покупали мебель. Но разве было бы легче, если бы все происходило наоборот: 100-ю школу "присоединили" к 107-й? Не думаю. В любом случае идею привлечения "международных организаций" и НТВ считаю крайне надуманной.

Да, мы забыли про музей! Как раз во время нашей экскурсии по 100-й школе бывший директор 107-й Л.Манкевич (та самая, которая основала музей и которая плакала на пороге школы) пришла на прием к заместителю главы администрации Людмиле Бурьяк. Здесь узнала, что музей будет сохранен и переведен в гимназию. Что помещение будет не хуже и не меньше по площади. Л.Манкевич предложили лично вместе с директором гимназии заняться подбором помещения. Таким поворотом, как заверили меня в администрации, Л.Манкевич вполне удовлетворена.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter