Как продавцы некачественного товара уходят от ответственности

Ликвидация ответственности

Зачем переплачивать, если в онлайн–магазинах телевизоры, утюги и стиральные машины стоят дешевле? Судя по статистике интернет–продаж, так считают все больше покупателей. Невозможность потрогать, посмотреть вживую и проверить комплектацию компенсируется тем, что при доставке от покупки в случае чего можно и отказаться. Более того, в стране существует четко структурированная государственная система защиты прав потребителей во главе с МАРТ. 11,5 тысячи обращений изучено за прошлый год. В законодательстве о защите прав потребителей еще есть важная тонкость — продавцу или поставщику можно вернуть технику, если в ней проявился хоть малейший недостаток. Однако, выбирая продавца, стоит обращать внимание не только на цену. Ведь интернет–магазин легко как открыть, так и закрыть.



Случай из собственной практики. В декабре 2016 года я купила в интернет–магазине ООО «Аймаркет Бай» индукционную варочную панель, казалось бы, именитой фирмы Bosch. Через полтора года сенсоры стали плохо управляемыми, функция жарения отключилась. Недолго думая звоню продавцу и сообщаю о желании расторгнуть договор купли–продажи и вернуть деньги. Сначала мне дают номера телефонов сервисной службы, по которым невозможно дозвониться. А после, списавшись с компанией по интернету, узнаю любопытную новость. По телефонам, указанным в моем гарантийном талоне, отвечает совершенно другая фирма, но с названием очень схожим: ООО «Аймаркет Трейд».

«ООО «Аймаркет Трейд» правопреемником ООО «Аймаркет Бай» не является и по его обязательствам не отвечает. С уважением, юрисконсульт ООО «Аймаркет Трейд», — получаю лаконичный ответ. Позже узнаю, что доменное имя, сайт, адрес и телефоны всех служб, по которым можно было найти ООО «Аймаркет Бай», теперь принадлежат ООО «Аймаркет Трейд». Совершенно другому юридическому лицу, которое зарегистрировано в едином государственном реестре 6 декабря 2016 года. Оно именует себя онлайн–гипермаркетом и занимается продажей все той же бытовой техники, электроники, инструмента.

Ладно. Как гласит закон, вернуть бракованную технику можно также поставщику и производителю. Связь с последним проблематична — далеко за пределами страны, а о поставщике никакой информации в той кипе документов, которую мне оставил продавец. В МАРТ подсказали: сведения могут быть на упаковке. Но кто ж ее хранит в течение двух лет? Может, в МАРТ помогут найти недобросовестного продавца? Обращение из министерства ушло в Мингорисполком, тот по цепочке передал жалобу в местную администрацию. И оттуда мне сообщили: ООО «Аймаркет Бай» еще в конце 2015 года приняло решение о ликвидации и к 4 января 2017 года перестало существовать, продав сайт и доменное имя ООО «Аймаркет Трейд». То есть, когда я покупала технику, предприятие находилось в стадии ликвидации, о чем ни в одном самом дальнем углу на сайте не было сказано. Более того, компания позиционировала себя как работающая на рынке 9 лет, имеющая свои представительства в разных регионах страны и собственный автопарк для доставки товаров в любой населенный пункт.

В итоге мне посоветовали следующее: «Между вами и предприятием возник гражданско–правовой спор, подлежащий рассмотрению в суде. Помощь в составлении претензии могут оказать...» — и далее перечень общественных организаций. Но как судиться с тем, кого нет? В общем, больше не стала терять времени, вызвала сервисную службу, варочную панель отремонтировали по гарантии. Но теперь, если в технике проявится существенный недостаток или прибор вовсе выйдет из строя, придется возиться с ремонтом со всеми вытекающими издержками или попросту выбросить. А тот, кто ввез и распространил в стране некачественный товар, скорее всего, купив где–то по дешевке, благополучно умыл руки.

Уникален ли такой случай? Или перед нами ловкая схема обмана потребителей и ухода от строгих норм закона о защите прав потребителей? Ирина Барышникова, заместитель начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ, комментирует так:

— Подобные тенденции есть, хотя не могу сказать, как часто встречаются. Мы не ведем такую статистику. В стране взят курс на либерализацию бизнеса. В один день можно зарегистрировать новую фирму. Ликвидация происходит не за один день, но не составляет большой сложности. Скоро в закон о создании хозяйственных обществ будут вноситься изменения. Нам надо будет подумать, каким образом прикрыть быструю ликвидацию компаний.

Подтверждает уход от ответственности через ликвидацию, особенно интернет–магазинов, и Ирина Астафьева, председатель

ОО «Минское общество потребителей». И что делать? На мой взгляд, существует простой путь: страхование ответственности продавца технически сложных и товаров длительного пользования. И пусть себе потом ликвидируются, перерегистрируются, страховая компания возместит издержки потребителя. И, кстати, гораздо быстрее и профессиональнее найдет того, кому потом предъявит регрессный иск. Фирмы–однодневки, которые неразборчивы в поставках, просто убьет соответствующая страховая премия, которая, конечно же, должна зависеть от количества рекламаций. Вот тогда потребитель действительно будет всегда прав и надежно защищен.

КСТАТИ

В Беларуси более 17 тысяч интернет–магазинов, большая часть которых принадлежит индивидуальным предпринимателям. Объем их товарооборота — 3,4%.

СПРАВКА «СБ»

23 декабря вступают в силу поправки в закон о защите прав потребителей. Ремонтные мастерские получают право с письменного согласия потребителя продлить сроки ремонта технически сложных товаров с 14 дней до месяца. А холодильник, варочную панель, духовой шкаф и любую другую сложную технику можно будет обменять или просто вернуть продавцу, расторгнув договор купли–продажи, в течение 30 дней, если обнаружился любой недостаток. Позже — только из–за существенной поломки.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter