Ликвидация для рейтинга

Убийство террориста номер один оставило больше вопросов, чем ответов. Справедливость восторжествовала! Но...

Убийство террориста номер один оставило больше вопросов, чем ответов. Справедливость восторжествовала! Но... Почему самая мощная спецслужба мира искала своего главного врага целых десять лет, причем искала не там — в Афганистане? Как он умудрился спокойно прожить все это время под носом у американских союзников — властей Пакистана? Зачем его застрелили, хотя он вроде бы не оказывал вооруженного сопротивления, а потом еще и сбросили труп в море, так сказать, концы в воду? Не было бы правильнее вместо этого отдать его под суд — есть же Гаагский трибунал, на худой конец Гуантанамо? Если стоит цель уничтожить «Аль–Каиду» и ее всемирную террористическую сеть, разве плохо было бы заиметь в качестве живого свидетеля ее лидера? Одно можно сказать вполне определенно: с исчезновением бен Ладена терроризм никуда не денется. Страны, которые столкнулись с ним, и Беларусь, к сожалению, теперь тоже в их числе, вместе с остальным цивилизованным миром должны продолжать свою совместную борьбу с этим злом.


...Самый популярный сегодня анекдот: «Усама бен Ладен выступил со специальным телеобращением, в котором подтвердил информацию о своей смерти». Действительно, за десятилетие, прошедшее с момента падения башен–близнецов в Нью–Йорке, этот человек с пронзительным взглядом и сединой в бороде превратился в какой–то полумифический персонаж. Я уверен, что многие в конце концов уже сомневались в его реальном существовании. И не потому, что были какие–то серьезные основания ставить под сомнение официальную версию самого кровавого теракта в истории человечества. Просто, как говорится в таких случаях: если бы бен Ладена не было, то его нужно было бы придумать.


Джордж Буш, который обещал найти и уничтожить лидера «Аль–Каиды», так и не смог выполнить своего обещания. Вся слава досталась сменившему его на посту Бараку Обаме. Граждане всегда ожидают и вправе требовать от властей раскрытия подобных зверских преступлений. Но каков бы ни был масштаб произошедшего события, вашингтонская администрация попыталась извлечь из него еще больше. Рейтинг Обамы сразу вырос на 10 процентов, выступление нынешнего президента США в прямом эфире посмотрели рекордные 60 миллионов телезрителей за океаном, американцы отвлечены от темы экономического кризиса, политологи подсчитывают заработанные очки, которые ему пригодятся на выборах в следующем году.


Обама в телеобращении к нации много раз произнес местоимение «я»: «Я могу сообщить», «Я отдал приказ». А ведь он вполне мог бы добавить в духе Тараса Бульбы: «Я тебя породил, я тебя и убью». До сих пор покрыт тайной период зарождения бен Ладена — фанатика, когда по одну сторону баррикад оказались афганские моджахеды и ЦРУ. По другую, напомню, находились советские войска... Потом эта загадочная, но до конца так и не проясненная связь между богатейшим саудовским кланом бен Ладенов и влиятельным американским семейством Бушей... Однако дело даже не в этих противоречивых фактах биографии преступника.


Он представлял собой идеальное воплощение зла. Пока был жив, все было ясно: где черное, где белое. Теперь все не выглядит так однозначно. Ну, например. Десять лет американцы воюют в Афганистане. А террорист, оказывается, жил себе преспокойно в соседнем Пакистане, где у власти находятся ближайшие союзники Америки в регионе.


Афганский президент Хамид Карзай, поздравив Вашингтон со справедливым возмездием, не преминул заметить, что основные боевые действия войны с террором следовало бы перенести с территории Афганистана. Собственно, и для Обамы уничтожение бен Ладена произошло вовремя — он как раз объявил о выводе войск из этой страны, больше им там делать нечего.


Зато есть претензии к Исламабаду. Директор ЦРУ Леон Панетта без обиняков объяснил, почему пакистанские власти не были поставлены в известность об операции: «Они могут предупредить людей, которых мы преследовали». Вообще говоря, в это охотно веришь, когда видишь кадры, на которых тысячи бородатых мужчин оплакивают смерть своего кумира. При этом они находятся в крупнейшем городе страны Карачи, а не прячутся где–нибудь в горах.


Американские методы тоже вызывают сомнение. Откровенно говоря, толпа в центре Нью–Йорке, ликующая по поводу убийства преступника, тоже вызывает неоднозначные чувства. Теракт, вдохновленный бен Ладеном, унес жизни почти трех тысяч американцев. Сегодня хочется в спокойной обстановке вспомнить невинных жертв...


Но невозможно не думать о том, что будет дальше. С террористами воюют их методами. Уничтожают без суда и следствия. Тут нельзя, разумеется, уподобляться «Хамасу», который из сектора Газа осудил операцию американского спецназа как «продолжение политики порабощения и кровопролития в отношении мусульман и арабов». Да и возмущение Исламабада ввиду выше озвученных причин как–то пропускаешь мимо ушей. Однако мы видим, как постепенно разъедаются толстые тома международного права, на наших глазах рушатся те устои, которые казались незыблемыми. Обратил внимание, как американские спецслужбы выпячивают: наводка на бен Ладена была получена во время пыток на Гуантанамо. Однако где грань между справедливым возмездием и, допустим, убийством маленьких внуков Каддафи?


Старые границы дозволенного уничтожены, а новые еще не проведены. И, к сожалению, нет никаких оснований считать, что законы военного времени теперь перестанут действовать. Потому что война с террором не закончена. Аналитики сходятся во мнении, что в последние годы бен Ладен больше не являлся главным стратегом и тактиком в «Аль–Каиде». Он, скорее, играл символическую роль в организации, которая продолжит свое черное дело и без него.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter