Что представляет собой нелегальная торговля иконами?

Лики контрабанды

К иконам во все времена в Беларуси было особое трепетное отношение. Однако всегда находились дельцы, которые на ликах святых хотели всего лишь побольше заработать. Как раскрываются такие преступления? Какова дальнейшая судьба конфискованных произведений искусства и как проводится их экспертиза?

Полесские иконы со временем только росли в цене.

Таможня не дает добро


В мае нынешнего года при проведении таможенного контроля рейсового автобуса «Киев — Гомель» в пункте «Новая Гута» в чемодане гражданки Украины были найдены завернутые в покрывало семь икон. Таможенное декларирование указанных предметов не производилось. Главный инспектор отдела идеологической работы Гомельской таможни Татьяна Хмелевская поясняет:

Татьяна Хмелевская.

— Эксперты нашей лаборатории установили, что все обнаруженные иконы созданы в Российской империи в конце XIX — начале XX века и относятся к категории культурных ценностей. Среди икон есть такие редкие экземпляры, как подокладная икона «Святая троица Отечество» в серебряном окладе, икона Божией Матери «Троеручица» и икона «В память чудесного избавления Господом». Общая оценочная стоимость обнаруженных икон на рынке составляет около 3,5 тысячи долларов США, что превышает установленные нормы беспошлинного ввоза товаров.

Также в июне нынешнего года был проведен таможенный контроль автобуса «Одесса — Минск». В нем гомельские таможенники обнаружили семь старинных икон в серебряном окладе.

— Они были спрятаны в продуктовом ящике в автобусе, который следовал через пункт пропуска «Новая Гута», — уточняет Татьяна Хмелевская. — Водитель автобуса пояснил, что эти вещи ему передали в Киеве, а забрать должны были в Минске. Сейчас сотрудниками Гомельской таможни проводятся дальнейшие проверочные мероприятия и устанавливаются все факты данных происшествий.

Не так давно таможенники изъяли незаконно ввезенную на территорию Беларуси православную икону в киоте «Спас Вседержитель».

— Раритет нашли в сумке гражданина Молдовы, проводника поезда «Кишинев — Санкт‑Петербург», — восстанавливает детали главный инспектор. — Как установил эксперт таможенной лаборатории, икона была изготовлена в конце XIX — начале XX века, ее признали культурной ценностью. Судом Центрального района Гомеля гражданин Республики Молдова признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, он подвергнут штрафу.

Круговорот артефактов в истории


В конце 50‑х — начале 60‑х годов прошлого века в Советском Союзе начал расти теневой рынок произведений искусства. Это было связано с потеплением отношений между Западом и СССР.

В далекие деревни стали снаряжаться лжеэкспедиции. Аферисты представлялись научными сотрудниками музеев, скупали у старушек за бесценок редкие иконы, а то и вовсе обворовывали храмы. Одним из самых громких уголовных дел по контрабанде исторических и художественных ценностей, пишет sovietime.ru, было дело Фанда и его сподвижников. Мошенники переправляли иконы и предметы старины в Западный Берлин, где бывшие советские граждане открыли магазин для продажи антиквариата. Контрабанду через границу за плату из расчета 10 процентов стоимости ее предметов перевозили иностранные дипломаты, освобожденные от таможенного контроля.  

Особенно активной деятельность контрабандистов антиквариата и икон стала с момента распада СССР, когда был ослаблен контроль над хранением ценностей в музеях и церквях. Иконы везли в основном из России через Беларусь в Западную Европу, где они ценились очень высоко.

Смутное время потерь


— В 1991—1992 годах во Дворце культуры и спорта железнодорожников в Минске на улице Чкалова работал клуб коллекционеров, и там несколько человек занимались тем, что вывозили иконы из Беларуси, — вспоминает известный белорусский коллекционер Игорь Сурмачевский. — У кого‑то кто‑то из знакомых работал проводником на поездах дальнего следования. Он помогал прятать ценности. Что‑то таможенники находили, а что‑то и нет.

По словам Сурмачевского, в 1990‑е иконы из Беларуси авантюристы вывозили даже в бензобаках:

— Брали бензобак, специально запаивали половину, туда клали икону, в другую половину заливали бензин. Раньше специальной аппаратуры, которая все просвечивала, не было. Так и вывозили. Иногда поверх старой иконы писалась новая, а потом смывалась. Кракелюр, заметные трещины красочного слоя, можно было сделать химическими растворами. Предмет загружали в холодильник или, наоборот, выносили на жару, чтобы получались эти трещины.

Коллекционер Игорь Сурмачевский: «Когда занимаюсь реставрацией, всегда думаю: откуда этот образ? Кому он мог принадлежать?»
Фото Сергея Лозюка.


Игорь Вячеславович вспоминает, как в свое время на станции Волковичи под Минском в утренние часы собирались любители редких книг. Там же продавались так называемые сусалки — иконы, покрытые золотом, аналойного размера 32 на 28 сантиметров. Стоили они 100 советских рублей. Размер 54 на 36 сантиметров — 150—200 рублей.

Коллекционер считает, что белорусская культура понесла много потерь. Так, в 1980‑е годы контрабандисты вывезли в Финляндию жемчужину нашего сакрального искусства — серебряный оклад XVIII века работы известного могилевского мастера Петра Слижика с чудотворной иконы Дисненской Богородицы.  

Десять лет назад уже самому Сурмачевскому удалось предотвратить вывоз одной из таких ценностей. История связана с чудотворным образом Богородицы — подарком в конце XVIII века минского воеводы Адама Хмары костелу Вознесения Девы Марии в селе Дуброво.

— Типичная история. Умерла бабушка, разбирали дом, на чердаке в трухе соломы, практически в куче мусора, нашли огромную икону: метр двадцать на восемьдесят сантиметров вместе с киотом, — вспоминает Игорь Вячеславович. — У нее было довольно плачевное состояние: живопись практически не проглядывалась. Единственное, что наследников заинтересовало, — это серебро: металл, из которого был выполнен оклад и на котором просматривались самоцветы. Наследники предполагали, что это изумруды или рубины… Запросили скромно: пятьдесят тысяч долларов. Стали обращаться к своим знакомым, к бизнесменам в Молодечно, Заславле. Однажды вышли на людей, которые работали с Литвой. Те ответили: «Да, мы заплатим, только привозите товар к нам». Переговоры назначили в лесу возле Минского моря. Наследникам хватило ума не привезти эту икону с собой, они взяли фотографию. Увидели непонятных литовских покупателей на двух джипах. Они подтвердили, что готовы заплатить всю сумму с условием — владельцы перевезут икону в Вильнюс. Но каким образом?.. Никто не согласился взять на себя такую миссию. Потом продавцы вышли на бизнесмена из Израиля, который больше всего заинтересовался камнями. В итоге сумма упала до 15 тысяч долларов. Но сделка не состоялась. Я уговорил наследников не продавать находку иностранным коммерсантам.  

Пик вывоза наших икон, по мнению Игоря Сурмачевского, приходится на 1991—1992 годы. Тогда стали открываться первые частные антикварные магазины:

— К ним подъезжали автобусы с зарубежными туристами, и весь магазин сразу пустел. Иностранцы очень любили иконы с изображением Богородицы. Я не знаю в итоге, сколько было всего вывезено, но за границей сейчас образовались очень приличные коллекции нашей Ветковской иконы. Некоторые отреставрированные мной иконы я нахожу на сайтах, например, итальянских  музеев. Большие подобные рынки в России, Литве, Украине. У нас же нет покупателя, лишь некоторые наши бизнесмены относительно недавно стали собирать свои коллекции. У нас даже не сформированы цены на артефакты! Например, так называемые полесские иконы в свое время стоили 20—25 рублей. Потом — 20—30 долларов. Сейчас от 50 до 100 долларов, но я считаю, это мало. В той же России, Украине есть музеи иконы. Надеюсь, такой будет и у нас.

Средняя цена, за которую наши бизнесмены готовы что‑то прикупить для своей коллекции, колеблется от 2 до 5 тысяч долларов. За рубежом к «образному собиранию» подходят более серьезно и вдумчиво. У того же Григория Лепса коллекция икон оценивается в десятки миллионов долларов. Это увлечение дорогое и требует серьезных вложений. Цены могут доходить до 100 тысяч за шедевр. Сейчас контрабандисты активизировались, потому что за пределами Беларуси платят больше. И интернет в помощь. Можно напрямую написать в западные музеи. Вам могут тут же ответить: «Привозите, нас это интересует!»

— Старина стоит дорого?     

— Да, но не забывайте, что уже в XIX веке стали делать так называемые задурки: брали старую доску XVI века, где что‑то фрагментарно сохранилось, на этой доске писалась икона и продавалась. Сейчас мы называем это «новодел». Однажды в Москве мне показали такую «задурку», у нас на нашем рынке их никогда не было, поэтому я сразу не разобрался. Ошибка стоила мне приличной суммы и нервного срыва…  

Сейчас новый тренд — «усиление предмета». Берется икона за 300—400 долларов и  на ней делаются серебряные «дарственные» таблички, венец из бриллиантов и т. д. Подделок на этом рынке меньше не становится. И надо быть всегда начеку.

Декоративные элементы значительно увеличивают стоимость образа: икону Богородицы из Дубровского костела с серебряными короной и вотой первоначально пытались продать за 50 тысяч долларов.

Барьер экспертной оценки

Заведующая отделом древнебелорусского искусства Национального художественного музея Елена Карпенко: «У нас есть возможность просить передать в наши фонды те произведения, которые нас заинтересуют».
Фото Александра Кушнера.

Установить подлинную ценность иконы невозможно без серьезного исследования. Заведующая отделом древнебелорусского искусства Национального художественного музея Елена Владиленовна Карпенко рассказывает о том, как проводится экспертиза задержанных икон:

— Когда такие иконы попадают к нам в музей, они поступают на обследование в нашу лабораторию. Там могут провести рентген произведения, рассмотреть его в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, изучить под микроскопом, обнаружить на иконе все записи, надписи, подписи и так далее. Все то, что не видно невооруженным глазом. Если это необходимо, берется анализ пробы красочного слоя. Таким образом, наши технико‑технологические исследования подтверждают или опровергают первоначальную атрибуцию произведения.

За первые два квартала этого года в Национальном художественном музее изучили десяток произведений, они поступили в основном от Следственного комитета. Что касается конфискованных произведений, то они обращаются в доход государства.

— Кстати, у нас есть возможность просить передать в наши фонды те произведения, которые нас заинтересуют. Как правило, не все 100% из задержанного имеют музейное значение, — говорит Елена Владиленовна. — Конечно, основной поток по времени — это иконы XIX  века. Изредка встречается конец XVIII, чаще — начало XX. XV—XVII века — практически не встречаются. Они редкие, они все известны и находятся либо у коллекционеров, либо в хороших музеях, зачастую опубликованы и описаны в каталогах.

Из 395 произведений нашего собрания, которые опубликованы на сегодня, 326 — таможенные поступления.  В Национальном художественном музее есть фонд русской иконы, большинство произведений — тоже задержания на таможне.

Больше всего краж из церквей и продаж икон за границу было в Беларуси во второй половине 1980‑х годов. Но в последнее время участились кражи личного имущества граждан, когда вместе с бытовыми предметами похищают иконы, — резюмирует Елена Карпенко.

Спасенные и сохраненные


Во многих отечественных музеях есть так называемая таможенная коллекция. Но ни одна из них не сравнится по количеству конфиската с филиалом Брестского областного краеведческого музея — музеем «Спасенные художественные ценности». В нем вся экспозиция состоит из антиквариата и произведений искусства, изъятых таможенниками при попытке незаконного пересечения границы. Музей был открыт тридцать лет назад. А начало ему положила икона «Чудо Святого Георгия о змие», задержанная еще в 1953 году.

— Сегодня в экспозиции музея находится 209 христианских икон XVI — начала XX века, — рассказывает старший научный сотрудник музея Алла Россинская. — Есть поистине уникальные экземпляры. Например, икона «Св. Власий Севастийский с житием», которую контрабандисты распилили на шесть частей, чтобы легче было спрятать ее от таможенного досмотра. Особый интерес вызывает икона «Сергий Радонежский».

Ее обнаружили при сканировании грузового автомобиля. Она самая крупная в нашем собрании — 120х80 см. Но ценность ее не только в этом. Серебряный оклад к этой иконе выполнил известный петербургский ювелир Дмитрий Андреев для домового иконостаса русского императора Александра ІІ.

Помимо уникальных христианских икон, музей «Спасенные художественные ценности» может гордиться единственной в стране коллекцией буддийских икон.

Они были изъяты в 1997 году у гражданина Голландии, буддиста по вероисповеданию, который вез иконы из Бурятии. Всего в коллекции 59 образов, три из них – тангха – находятся в экспозиции музея.  Надо отметить, не все иконы, изъятые таможенниками, остаются в музеях – лишь самые ценные и редкие. Остальные передаются Белорусской православной церкви. С начала 1950-х годов в храмы было передано около 70% задержанных икон.

МНЕНИЕ

Протоиерей Евгений Громыко, заместитель председателя Синодального информационного отдела Белорусской православной церкви:


— У нас в Беларуси есть иконописные школы, например в Минске при Свято‑Елисаветинском монастыре. Человек, научившийся писать иконы, конечно же, должен получить благословение священника на это трудное и ответственное занятие. В Минске знаю как минимум пять таких мастерских.

Мы не ведем статистику по количеству новых икон, да и трудно их все учесть. Но думаю, что их достаточно много. У нас сейчас немало желающих сделать иконописное изображение своими руками. С одной стороны, можно похвалить их за усердие и желание украсить свои жилища Святыми Ликами. Но с другой — необходимо, чтобы каждая икона соответствовала канонам. Например, икона должна быть в рамке или на твердой поверхности правильной формы, лик должен быть хорошо прописан, должны присутствовать соответствующие надписи возле лика и т. д. В каждом конкретном случае лучше всего проконсультироваться со священником.

Мне в моей священнической практике иногда приходилось отказывать в освящении некоторых изображений, которые люди хотели считать иконами. Икона —это не просто картинка, это Окно в Божий Мир, в которое мы обращаемся с молитвой и благоговением. Я говорил таким людям, что если им так дорого это изображение, то пусть они повесят его у себя дома просто как картину. Я уверен, что молиться на него они все равно не будут.

ЦЕНА ВОПРОСА

Даже современные иконы стоят немало. Ведь пишутся они на хорошо просушенных досках, с натуральным грунтом, фон покрывается сусальным золотом высокой пробы, а краски изготавливают на основе измельченных минералов, таких как малахит, лазурит, гематит, киноварь, глауконит, вивианит. Например, в каталоге иконописной мастерской при Свято‑Елисаветинском монастыре такие образа стоят примерно от 600 до 1500 белорусских рублей.

Иконы, задержанные Гомельской таможней.

Иконы каменной мастерской данного монастыря еще дороже. Но это и неудивительно. Для их создания используются ценные камни и минералы —  жемчуг, аметист, янтарь, коралл, гранат, азурит, киноварь, малахит, бирюза, лазурит, агат, яшма, сердолик, диоптаза и другие, которые закрепляются на мраморной пластине или на плитке из змеевика. Самая ценная из представленных на сайте монастыря — икона «Собор Архангела Михаила» размером 40х30 см. Она стоит почти 2500 белорусских рублей.

На престижном аукционе «Сотбис» цена на иконы XIII—XV веков может доходить до 1,5 млн долларов. Средняя цена подписных икон конца XIX века — от 60 до 250 тысяч долларов.

Полоцкая Одигитрия, XVI век, долгие годы находилась за границей, но нашла свое место в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре.


КСТАТИ

В начале июля сотрудники Витебского ГУБОП задержали лжесвященника Георгия Крота. 33‑летний уроженец Могилевской области, до 2012 года обычный кочегар, занимался мошенничеством на религиозной почве. В отношении него уже возбуждено два уголовных дела, в том числе за кражу 6 икон.

Чаще всего, обворовывают храмы в сельской местности и небольших городах. В 2012 году из церкви в деревне Лыще Пинского района пропала чудо-творная икона «Целительница», почитаемая в народе более ста лет. Икону нашли только спустя три года — ее прятали в лесной землянке. К сожалению, это сказалось на состоянии древнего образа.

В 2013 году из Древлеправославной поморской (старообрядческой) церкви в деревне Мостище Воложинского района были похищены сразу пять икон XIX века — злоумышленников не остановили даже двойные двери с замками.

В сентябре 2016 года из Свято‑Никольского женского монастыря в Могилеве была украдена очень ценная икона Святого Николая Чудотворца, выполненная в России в XIX веке. Вернули икону на место только в январе 2019 года.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter