Лихорадка большого шоппинга

Письмо из Гонконга
Не считая себя большим специалистом в области шоппинга, я все же полагала, что, прожив некоторое время в Лондоне и особенно теперь — на пекинском отрезке жизни, — о шоппинге и шоппомании кое–что знаю. Пусть не совсем как профессионал, но уж как любитель поглазеть и примерить — наверняка. И только побывав в Гонконге, я осознала, как сильно себе льстила: оказалось, что в области шоппинга я не просто новичок, а девственница, ничего в покупках не смыслящая. А уж что такое настоящий размах, я точно понятия до сих пор не имела.

Когда одно московское издательство задумало написать путеводитель «Шоппинг в Гонконге», я подумала — шутят: а как же достопримечательности, история? Это же так интересно! Но оказалось, что шоппинг — штука не менее захватывающая, более того, в Гонконге это и есть главная достопримечательность. После ошеломляющего вида небоскребов, конечно. Ну скажите, где еще можно увидеть очередь в магазин супердорогой и суперстатусной марки «Луис Вюиттон»? Да–да, именно в Гонконге. Если в Лондоне бутики аналогичных марок сконцентрированы в основном в роскошном универмаге «Харродс» и на прилегающих к нему улицах «миллионерского» района Найтсбридж, то в Гонконге таких бутиков — несчетное множество, разбросаны они по всем районам и везде торговля идет бойко. Помню, как лондонская приятельница говорила об универмаге «Харви Николс» с придыханием: «Здесь дороже, чем в «Харродсе». Так вот, на прошлой неделе очередь в этот универмаг в Гонконге (здесь почти все то же самое, что и в Лондоне) пришлось регулировать полиции: несколько тысяч человек собрались к открытию, чтобы купить одну потрясающе модную в этом сезоне сумку. Накануне во время аналогичного ажиотажа на Тайване в давке получили легкие ранения 8 человек. Чтобы предотвратить подобное в Гонконге, открытие магазина задержали, а страждущим объявили: не больше одной сумки в руки. Очередь скандировала: «Откройте магазин!»

Но это, скорее, из крайностей: обычно всем всего хватает. Более того, многое остается невостребованным: чтобы товар уходил активнее, устраиваются грандиозные распродажи. Магазинам нужно спешить: изделия с маркой «сделано в Китае» идут с материка непрерывным потоком. Распродажи, кстати, не стесняются проводить даже самые дорогие и престижные марки.

«Заходите, заходите к нам!» — тянет меня за руку хозяин магазина, торгующего золотом–бриллиантами. «Вы откуда? Из Пекина? — переспрашивает, смотрит недоверчиво: не очень я похожа на жительницу материкового Китая. — О, в Пекине бриллианты значительно дороже, а у нас большой выбор, к тому же мы дадим вам скидку 20% — сейчас низкий сезон». То, что он называет низким сезоном, мне кажется сумасшествием: дорогу на узких тротуарах (земля безумно дорогая и ее экономят как могут) приходится буквально прокладывать локтями. А я уж думала, что после Китая обилием людей меня не поразишь. Ошибалась: в жизни всегда есть место удивлению. Тысячи людей снуют от магазина к магазину, обрастая по дороге пакетами с названиями самых разных марок: от Кристиана Диора до менее в остальном мире известных, но весьма качественных и популярных в Китае (и Гонконге с Макао, конечно) — «Джордано», «Балено» и «Боссини».

Эта лихорадка заразна: совершенно незаметно для себя начинаю заглядывать в магазины — сначала выборочно, в те, которые знаю, а потом во все подряд и наконец дохожу до тех, с самыми известными брэндами, которые снизили цены наполовину. По случаю 10–летия возвращения Гонконга в состав Китая и образования соответствующего специального административного района. Что ни говори, а повод достойный — и в Гонконге в честь этого события решили устроить грандиозный фестиваль. Как вы уже догадались, фестиваль шоппинга: выпустили брошюры с описанием торговых центров (в результате получились не брошюры даже, а целые книги) и возвестили всему миру о скидках. Шоппинговая лихорадка распространяется с огромной скоростью: «Спешите! Фестиваль продлится до конца лета!»

В Гонконге шоппинг стал искусством с миллионами преданных поклонников. Не много найдется в мире городов, где с деньгами расстаются так легко и с таким удовольствием. В этом гонконговцы в значительно большей степени похожи на китайцев, чем на британцев, которые владели островом последние 155 лет. Выставлять богатство напоказ в Британии считается не очень приличным, зато Китай вышел на первое место в мире по количеству приобретаемых «Роллс–Ройсов». До самого недавнего времени пальму первенства по этому показателю удерживал Гонконг.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter