“Лихая” осина

Несмотря на то что в народных представлениях славян осина считалась “нечистым” и прoклятым деревом, она в то же время выступала в качестве универсального оберега.

Многочисленные легенды и предания о причинах дрожания осины, трепетания ее листьев и ветвей повествуют о том, как мучимый страхом и раскаянием
Иуда долго не мог найти дерево, которое согласилось бы “принять” его, и лишь осина сжалилась и позволила ему повеситься на ней, за что и была проклята Богом. Вариантом этих рассказов являются поверья о том, что на осине повесился черт. В “черных” заговорах (направленных на ссору или развод супругов) осина, растущая в центре мира, выступает как место обитания черта с чертовкой, которые “бьются, дерутся, царапаются в кровь”.
 В славянской обрядности осина широко использовалась для контактов с нечистой силой. Желая завести дружбу с лешим, человек должен был встать на ствол осины и обратиться к “нечистому”, после чего он мог рассчитывать на успех своего предприятия. На Русском Севере считалось, что дорога, по которой леший заманивает к себе путников, устлана стволами осины. Сербы верили, что с помощью осины женщина может за одну ночь приманить в дом мужа или любовника, находящегося где-нибудь очень далеко, в другой стране.
Согласно поверьям, людей, попавших во власть нечистой силы, “отделяет от дома осиновый лист”, тайные магические действия над которым могут вернуть человека обратно. В белорусской народной сказке повествуется о музыканте, который шел поздно вечером в соседнее село играть на свадьбе и наткнулся по дороге на обгорелую осину, за которой ему почудился дом. Решив переночевать там, музыкант вошел внутрь и застал в доме веселящуюся компанию, пригласившую его поиграть заодно и для них. Музыкант играл до полуночи, и за каждую сыгранную им мелодию хозяева кидали ему в шапку пригоршни денег. В полночь он заснул, а проснувшись утром, обнаружил, что никакого дома нет, а сам он лежит вблизи осины с шапкой, полной осиновых листьев, а его скрипка висит на самой верхушке осины.
Осина выступала и как инструмент демонической деятельности: славяне верили, что ведьма готовит свое зелье на огне из осиновых поленьев, колдун, желающий на время превратиться в волка, находит в лесу пень осины, который при срубании дерева забыли осенить крестом, хватается зубами за его край и перекувыркивается через него. Другим способом обращения в волка считалось кувыркание через три, пять или семь осиновых колышков, забитых в землю острием вверх.
В календарных обрядах славян осина использовалась в качестве оберега от ведьм и колдунов, главным образом на Купалу, в Юрьев день и в другие праздники, связанные с активизацией нечистой силы. Накануне купальской ночи украинцы сплетали из молодых побегов осины борону или большую корзину, относили ее в хлев и прятались там под ней, чтобы ночью, когда ведьма появлялась в хлеву, человек мог узнать ее, но сам бы при этом не пострадал.
Из веток, дров или просто стружек осины вечером разводили огонь и кипятили на нем цедилку для молока, при этом ведьма начинала испытывать страшные боли и прибегала в дом, прося не жечь ее огнем и обещая никогда впредь не вредить хозяевам. В случае кражи вещей из дома в расщепленный ствол осины вкладывали ту вещь, до которой дотрагивался в доме вор. Считалось, что после этого его начнет трясти лихорадка, и он поспешит вернуть хозяевам украденное. В след, оставленный вором, втыкали осиновый кол: если в течение 12 ночей он не придет вытащить кол, то умрет.
От кротов, разрывающих поле, червей, пожирающих капустные листья, по углам огорода втыкали осиновые ветки. При нападении на ульи чужих пчел пасечник выстругивал три осиновых кола и, перекрестясь, вколачивал их посреди пасеки, а потом, положив на них сверху веник, говорил: “Садитесь, чужие пчелы, на осиновые колы и на веник и отсюда не отходите”.
В народной медицине осину использовали в качестве дерева, на которое могла быть перенесена лихорадка (дрожь, мучающая человека во время этой болезни, уподоблялась трясению осины), а также эпилепсия, зубная боль и др. Болезнь “запирали” в осину: помещали в отверстие в ее стволе пук волос и ногтей больного, дули туда и заколачивали отверстие осиновым колом, дотрагивались руками или ногами до осины, садились на ее свежесрубленный пень, дотрагивались кусочками осины до больного места, вешали на дерево одежду больного. Для защиты от болезней в колыбель ребенка втыкали несколько осиновых колышков или же просто делали новую, но не с железными гвоздями, а с осиновыми.
В народной ветеринарии широкое применение имели осиновый кол и огонь из осиновых дров: отваром, приготовленном на “осиновом огне”, лечили овец и свиней, “коровью смерть” (эпизоотию крупного рогатого скота) изгоняли, размахивая в воздухе осиновыми кольями.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter