Ликбез для выпускника

Второй ответил: «О безмене знаю, что это — дурак, а вот о ликбезе впервые слышу. Кликни слово в Яндексе». Из дальнейшего разговора стало понятно, что ребята занимаются на четвертом курсе факультета информационных технологий. Поразило, что люди, которые через пару лет будут причислять себя пусть и к технической, но интеллигенции, не постигли азов отечественной истории.

Недавно в коридоре технического вуза услышал примечательный диалог двух студентов. Первый сообщил собеседнику, что поссорился с девушкой, которая назвала его тупым ликбезом, и спросил, что она имела в виду

Второй ответил: «О безмене знаю, что это — дурак, а вот о ликбезе впервые слышу. Кликни слово в Яндексе». Из дальнейшего разговора стало понятно, что ребята занимаются на четвертом курсе факультета информационных технологий. Поразило, что люди, которые через пару лет будут причислять себя пусть и к технической, но интеллигенции, не постигли азов отечественной истории.

В мои школьные годы о всеобщей ликвидации безграмотности в Стране Советов знали даже двоечники, не говоря уже о середнячках. Что же случилось сегодня? Почему уровень нашего образования упал ниже плинтуса?

Известный ученый-аграрий из академических кругов, который не раз принимал госэкзамены в сельскохозяйственных вузах, моему пересказу услышанного диалога нисколько не удивился. Высоким интеллектом и образованностью, по его словам, выпускники последних лет особо не блистают. И причиной тому — низкий уровень школьной подготовки. Наши дети совсем перестали самостоятельно мыслить. Сегодня в Интернете, не напрягая извилин, можно найти решение любой задачи, скачать сочинение или реферат самой различной тематики.

Изменились и условия поступления в вузы. При всех своих плюсах централизованное тестирование имеет существенный минус, поскольку обезличивает абитуриента и не дает возможности экзаменаторам в личном общении выявить способности будущего студента. Родители, готовя детей к поступлению, все чаще прибегают к помощи репетиторов, которые, конечно же, поднатаскают ребят в тестовых ответах, но не сделают их думающими интеллектуалами.

Мы с гордостью заявляем, что в Беларуси соотношение студентов к численности населения одно из самых высоких в Европе. Но умалчиваем о частой безграмотности подготовленных специалистов. Демографическая ситуация такова, что количество выпускников школ уменьшается. В 2010 году их было 87 тысяч, в 2011-м — 75, в 2012-м — 64 тысячи. В следующем учебном году ожидается, что школы выпустят 60 тысяч учащихся, в 2014-м — 54 тысячи. В такой ситуации государственные и негосударственные вузы, количество которых по сравнению со стабильным в демографическом отношении советским временем выросло в разы, безусловно, будут зачислять ребят, которые в былые времена по конкурсу аттестатов не прошли бы даже в престижное ПТУ.

Известно, что основная задача вуза — не столько учить, сколько помогать учиться. Но очень сложно дать знания тому, кто учиться не хочет. В обществе утрачен престиж знания, которое в том же СССР рассматривалось как основное условие успеха — «Учись, сынок, в люди выйдешь». Главное сегодня для многих — получить заветные корочки. Мол, и мы не лыком шиты, диплом имеем, хотя и работаем не совсем по специальности, а то и вовсе торгуем на рынке...

Для того чтобы переломить эту тенденцию, надо встряхнуть всю систему высшего образования. И первым делом определиться: нужно ли нашей маленькой стране столько вузов, дав оценку качеству подготовки специалистов в каждом из них. Давайте перестанем вводить в заблуждение молодых людей, которые думают, что получают высшее образование. Все-таки заветный диплом за деньги и настоящие знания — это разные вещи.

Олег КАМИНСКИЙ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter