Лигнинная гора электричество дала

Одна тонна лигнина стоит 40—45 тысяч белорусских рублей, что значительно дешевле того же газа, не говоря уже о мазуте

С заместителем главного инженера бобруйской ТЭЦ-1 Александром Сяменчуком осматриваем новый котлоагрегат по сжиганию лигнина, который недавно запущен в эксплуатацию. Александр Петрович рассказывает, что к монтажу котлоагрегата приступили еще в прошлом году. В немалую копейку обошлось новое оборудование, но оно того стоит, так как позволяет вырабатывать электроэнергию из дешевого топлива.

Слышно напряженное дыхание многоэтажной – двадцать метров высотой — конструкции. Надев защитные каски, проходим к бункеру накопления. Чувствуется характерный запах лигнина. Бульдозер ковшом сталкивает топливо в бункер. Кругом чистота и порядок. Да и людей не особо видно – всего четыре человека обслуживающего персонала. Новая техника работает без сбоев. Уже, можно сказать, набрала свой потолок. Правда, как сказал заместитель главного инженера, сейчас дорабатываются ее экологические параметры. С этим строго, минимум зольных выбросов должен попадать в атмосферу. 

Лигнин в качестве топлива пытались использовать раньше. Еще в начале семидесятых годов прошлого столетия. На гидролизный завод завезли специальное оборудование, но не довели дело до конца. То ли нехватка средств помешала, то ли недостаточная настойчивость бывших руководителей предприятия. А может, и то, и другое. Одним словом, не сумели… 

На теплоцентрали, где была разработана программа переработки лигнина, сразу поняли выгоду от сжигания местного топлива. Правда, надо сказать, что оно и не бесплатное. Ведь лигнин, который долгое время находился под открытым небом, приходится очищать от инородных примесей, подсушивать, доводить до определенной кондиции. А еще перевозка, загрузка, отгрузка… Но все равно это выгодно, так как одна тонна лигнина стоит 40—45 тысяч белорусских рублей, что значительно дешевле того же газа, не говоря уже о мазуте. Экономия в средствах составляет порядка двадцати тысяч тонн условного топлива. 

Ежегодно предприятие планирует использовать сто тысяч тонн лигнина. Его же «залежи» в пригородной Титовке исчисляются миллионами тонн. Так что хватит топлива на многие годы. К тому же постепенно «разгрузится» и сам район, где лигнин складировался, а точнее, пролеживал без дела (нередко загорался, что создавало дополнительные проблемы экологам). Короче, жители деревни облегченно вздохнут. 

Мы уезжали с ТЭЦ под мерное пошептывание нового котлоагрегата. «Удивительное дело, — подумалось, — еще недавно лежало невостребованное ценное топливо, а теперь ему — дорога. А сколько у нас еще таких невостребованных ресурсов. Почему бы не постараться привести их в действие. И чем раньше, тем лучше. Выиграем в деньгах, обеспечим энергетическую безопасность страны». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter