Инициатива по созданию бизнес-компаний в школах Минской области действует с 2011 года

Лидеры начинают и выигрывают

Наши герои успевают учить не только школьные предметы, но и вести бизнес буквально с нуля

Мальчишки и девчонки с зелеными галстуками, ученики Негорельской средней школы № 1 Дзержинского района, разводят декоративные растения. Здесь красуются туи разных видов, петунии, бегонии и саженцы плодовых кустарников: смородина, малина и другие. 

Ученицы Негорельской средней школы № 1 Дзержинского района.

— У нашей бизнес-компании Decorwood четыре рабочих отдела: одни выращивают и обрабатывают растения, другие подбирают кадры, третьи подсчитывают стоимость товара, а четвертые руководят и занимаются дизайном, — рассказывает координатор проекта Анна Титова. — Такое распределение обязанностей не случайно: ребята должны понимать, как устроено предпринимательство, как составляется бизнес-план, какие риски возможны. Это очень полезная инициатива, так как учащиеся не только учатся, но и работают. И, кстати, получают зарплату — 35 процентов от реализации продукции. Все остальные вырученные средства пускаем в оборот.

Чтобы понимать, насколько успешен бизнес негорельских школьников, корреспондент «СГ» открыла расчет финансовых результатов за прошлый год. За одну тую, в зависимости от вида, юные предприниматели просят от 9 до 18 рублей, и это средняя цена по рынку. Например, представленный у ребят вид Golden Smaragd в частном магазине стоит 70 рублей! Чистая прибыль от каждого проданного кустарника — от 70 до 130 рублей, а за 2021 год — 2155.

Ребята Горковской средней школы Стародорожского района не только разводят цветы и кустарники, но и варят варенье.

Decorwood реализуется с 2016 года, и за шесть лет дело стало традицией. Когда-то маленькие туи высаживали восьмиклассники, а теперь и кустарники подросли, и ребята уже окончили школу. Ухаживать за ними продолжают нынешние выпускники. Полина Дашкевич, например, правая рука руководителя. 

— Сначала сажала, полола растения, а потом меня назначили управляющей бизнес-компанией, — делится мыслями о карьерном пути Полина. — По прошествии некоторого времени поняла, что организовывать производственный процесс нравится больше, чем работать с саженцами. Тем не менее те и другие навыки очень важны.

Ребята Горковской средней школы Стародорожского района не только разводят цветы и кустарники, но и варят варенье. Сладкое угощение делают не из привычных ягод и плодов, а из одуванчиков, побегов сосны и облепихи. Сырье предприниматели берут у партнера — Горковского лесничества: там у них собственные парники, где все и выращивается. 

— В школе балансируем между теорией и практикой. Например, наше варенье — наглядный результат исследовательской работы одного из учеников, — констатирует заместитель по воспитательной работе Наталья Александрова. — Товар популярен, расходится быстро. Одна баночка (300 миллилитров) стоит 4 рубля, продаем обычно на областных ярмарках или дарим педколлективу и ветеранам. Вырученные деньги идут на экскурсии детям, укрепление материальной базы школы и закупку спортинвентаря. Ученикам нравится вести свое дело и приносить пользу. 


Десятиклассница Валерия Сивец собирается поступать в ­БНТУ на факультет защиты растений. В ее семье династия любителей природы: папа работает в Горковском лесничестве, мама трудится в питомнике при Стародорожском опытном лесхозе. 

— Планируете ли пополнять ассортимент? — интересуюсь я.

— Да, в следующем году хотим производить крафтовый чай. Для этого нужно вырастить жимолость, собрать ее желтые цветы и получить вкуснейший и полезный напиток, — делится секретом Наталья Александрова.

В качестве бизнес-проекта «Эргана» у Копыльского государственного колледжа целая агроэкоусадьба «Медовая заимка» в деревне Усово. Руководитель Центра поддержки предпринимательства при колледже Наталья Лукашевич рассказывает, что погулять по усадьбе стоит всего 6 рублей, а с отдыхом в бане — еще 10. Полноценная экскурсия с культурной программой и угощениями обойдется в 30—50 рублей. Цены не то что демократические — смешные, говорит сама управляющая. В планах построить жилые домики, чтобы посетители смогли переночевать. Кроме того, сделать новое модное направление — кейтеринг (приготовление пищи на заказ). У владельца бизнес-компании, помимо «Медовой заимки», и другие сферы деятельности: шитье домашнего текстиля, изготовление меда, рассада цветов и овощей, разведение животных.

Наталья Лукашевич.

— Продукция наших студентов уникальна, — утверждает Наталья Лукашевич. — К примеру, сумка-трансформер: может легко прев-ратиться в плащ и укрыть от дождя. Стоит от 100 рублей, в зависимости от материала. Всему ребят учат преподаватели-практики, которые активно участвуют в проекте. К тому же очень помогает Копыльский райисполком.

КОММЕНТАРИЙ

Начальник управления образования Минского облисполкома Николай ­БАШКО:

— Инициатива по созданию бизнес-компаний действует с 2011 года, и за 11 лет она показала, что действительно нужна. Цель таких проектов — развитие лидерских качеств ребят и знакомство их с экономикой. Создавая бизнес с нуля, хоть и школьный, они видят, что необходимо, где могут быть риски, куда вкладывать деньги. Это и профориентация: попробовав, учащиеся поймут, близко им это или нет.

beleckaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter