Бывший биатлонист Юрий Лядов: поработав с паралимпийцами, на многие вещи в жизни начинаешь смотреть иначе

Лидер, но не первый

В декабре 2016 года Юрий Лядов был отчислен из национальной сборной по биатлону, но в Пхенчхане все же появится. Накануне спортсмен отправился в составе белорусской команды на Паралимпиаду, где выступит в одной связке с двукратным призером минувших  Паралимпийских игр Василием Шаптебоем.

Оглядываясь, я не раз приходил к выводу, что мог попробовать остаться в биатлоне. Но подвернулся вариант работы с паралимпийцами. Васю Шаптебоя и тренера национальной команды Мишу Лебедева я давно знаю. Они обратились: помоги, раз уж с большим спортом закончил.

— Олимпиада для наших биатлонистов сложилась не так и плохо: восьмое место в эстафете...

— Мне в такие моменты хочется спросить: для чего человек решает профессионально заниматься спортом? Единственное объяснение этому — он хочет побеждать. Завоевывать медали. Да, ребята в Пхенчхане выступили достойно: бороться с лидерами сборных, которые априори сильнее, преодолеть себя — все это заслуживает уважения. Но восьмое место в эстафете... При этом дорога выше для них закрыта наглухо. Самое интересное, что потенциально эти парни могут выступать лучше, но не всегда все зависит от спортсменов. 

фото biathlon.by

— В паралимпийском спорте ты увидел для себя возможность для самореализации?

— Нет, для меня это работа и возможность помочь друзьям. Я ведь не соревнуюсь, я лидер. Ориентир для слабовидящего Василия Шаптебоя,  помогаю ему преодолевать дистанцию. Поэтому задача у меня простая — сделать максимально качественно то, что требуется. 

— Режим подготовки спортсмена-биатлониста и паралимпийца сильно отличаются?

— Конечно, должен быть достаточно серьезный уровень лыжной подготовки, но нужно понимать, что скорости во время гонки отличаются разительно. Как и сама подготовка. Но проблем с адаптацией в команде не было. Всех давно знаю, быстро влился. Тренируемся мы, кстати, тоже вместе с Шаптебоем, так что, скорее, теперь он подтягивается до моего уровня.

— Ты ведь уже участвовал в соревнованиях в качестве лидера. Ощущения схожи с теми, которые испытываешь, выступая на обычных стартах?

— На любых соревнованиях невозможно оставаться равнодушным. На старте все равно присутствует мандраж, на трассе — азарт. Ты спортсмен и ты хочешь прийти к финишу первым. Причем, если в биатлоне я отвечал только за себя, то здесь понимаю, что несу ответственность и за выступления Василия. Нужно не просто лететь вперед, а постоянно оценивать ситуацию. Где-то подсказать, покричать, поддержать. Фактически на трассе я играющий тренер. Да и за ее пределами стараюсь подсказывать, делиться опытом.

— Тогда как тренер, расскажи: в какой форме сейчас находится обладатель двух медалей минувшей Паралимпиады?

— В Пхенчхан мы едем точно не за местом в восьмерке. Настраиваемся на медали. Для чего еще можно ехать на Паралимпиаду? Хотя с подготовкой были нюансы. Это в биатлоне тебе всегда найдут снег. А здесь мы перед Новым годом месяц, считай, не тренировались. Потом сразу на Кубок мира. Только в январе немного оклемались, начали прибавлять, даже на сбор в среднегорье съездили. Сейчас Василий готов и заверяет: едем за золотом.

Юрий Лядов (второй справа)стал своим в команде паралимпийцев и вместе с Василием Шаптебоем (третий справа) поборется за золотые медали Паралимпиады
Фото Виталия Пивоварчика

— Он азартный человек?

— Максималист. Здесь мы удачно сошлись: оба не привыкли отбывать номер и довольствоваться местом в серединке. Тем более что постоянно чувствуем поддержку. Разницу в отношениях я ощутил, едва только оказался в паралимпийской сборной. Это действительно большая семья, где ни один человек не чувствует себя ненужным или непричастным к общему делу. К тому же паралимпийцы сами по себе — уникальные люди. Наблюдая за ними, я понял: если у здоровых спортсменов были бы такие же упорство, сила духа и воля к победе, у Беларуси было бы вдвое большее количество медалей на любых соревнованиях. Попав в эту сборную, я тоже спустился с небес и на многие привычные вещи взглянул иначе. Например, ни один из паралимпийцев не начнет ныть, что ему чего-то недодали. Люди с ограниченными возможностями вообще редко жалуются по таким поводам. Да и о помощи нечасто просят. Даже если у человека нет ног или рук, он все старается делать сам.

— Выходит, наш спорт действительно стал несколько разбалованным?

— Дело не в спорте — дело в людях. Для большинства из нас наличие двух рук и двух ног — обычное дело. Как и для спортсменов созданные для них условия. В итоге мы постоянно оказываемся недовольны, требуем чего-то большего, хотя в первую очередь нужно научиться ценить то, что у нас есть. Остановиться, взглянуть на свою жизнь со стороны и обнаружить, что с ней не все так плохо. Я не могу сказать, что кардинально изменил свое отношение к жизни, но стал иначе смотреть на многие вещи.

— Считается, что для паралимпийцев завоевание медалей Игр позволяет решить извечные финансовые проблемы...

— Да, денежные вопросы здесь стоят острее. Нет такого финансирования, как в других видах спорта. Хотя я не сказал бы, что в “здоровом” спорте сейчас запредельные деньги. Биатлон, как и те же паралимпийские виды, это не футбол и не хоккей. Здесь платят не за то, что ты гоняешь мяч или бежишь на лыжах, а исключительно за результат. Завоевал медаль — получи зарплату.

— А с точки зрения твоих дальнейших перспектив в спорте возможная медаль Паралимпиады что-то решит?

— Пока моя цель — сделать все, что от меня зависит, для победы Василия Шаптебоя в Пхенчхане. А дальше будет видно. 

komashko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter