Личный контакт

Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России Василий ДОЛГОЛЕВ о работе дипмиссии

Мало кто знает, что, помимо обширной деятельности по укреплению двусторонних связей, у белорусской дипмиссии в России есть еще одна важная функция. Это — работа с третьими странами. Речь о сотрудничестве с посольствами в Москве, главы которых аккредитованы по совместительству и в Беларуси. А это — почти 50 государств! О данном направлении в работе дипмиссии рассказывает Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России Василий ДОЛГОЛЕВ:


—Тот факт, что многочисленный дипкорпус ряда стран в Москве представлен дипломатами, которые у себя дома составляют политическую элиту, недооценивать нельзя. Это очень влиятельные люди. Зачастую у них есть полномочия от своего руководства принимать решения и подписывать государственные контракты. Глобализация заставляет расширять круг наших партнеров, но, что более важно, жизнь диктует необходимость настойчиво искать любые возможности продвижения наших товаров и услуг, пользуясь всеми доступными методами. Информация в интернете и рассылка рекламных буклетов в дружественные посольства не заменят той доверительности и взаимности, которые складываются при личных контактах. Для успеха формальных усилий мало!


Если есть воля и взаимный интерес, расстояния не могут быть непреодолимой преградой, даже если они в тысячи километров. Самый яркий пример — опыт сотрудничества Беларуси и Венесуэлы, начало которому было положено в Москве. Здесь, в посольстве на Маросейке, белорусские дипломаты встречались с коллегами из Каракаса, обсуждали темы, которые затем легли в основу межгосударственного диалога на высшем уровне. И это не единственный пример. Торгово–экономическое сотрудничество Беларуси с Арабским Востоком в 90–е годы тоже начиналось в Москве. И первый визит Президента в Оман подтвердил результативность работы посольства в этом направлении.


Одной из наиболее эффективных форм работы белорусской дипмиссии в Москве с дипломатами третьих стран стало проведение для них ознакомительных семинаров, представляющих производственный и инвестиционный потенциал Беларуси. Очередная такая встреча запланирована на начало осени. Диалог востребован, его итоги, как показывает практика, результативны. Так, свою заинтересованность в поставках белорусской коммунальной техники высказала Мексика. Судан, Замбия и Никарагуа заинтересованы в нашей сельскохозяйственной технике. Для Индонезии привлекательны поставки калийных удобрений и шин. Нужен следующий шаг: организация выездного семинара для дипломатов, аккредитованных в Минске по совместительству. Ведь многие из них приезжают в нашу страну лишь на церемонию вручения верительных грамот Президенту и просто не успевают увидеть Беларусь, понять и почувствовать ее. Организация таких выездных семинаров — дело, конечно, хлопотное. Но без новых форм работы с нашими партнерами серьезных прорывов на внешних рынках не достичь.


Время диктует современный формат отношений: закупка белорусской сельхозтехники некоторыми странами Африки может финансироваться, к примеру, Венесуэлой, странами Персидского залива и Евросоюза. Однако такие схемы, как правило, не лежат на поверхности. Их нужно искать, подгонять под законодательства участвующих стран. Классическая схема — дайте нам деньги, желательно вперед, а мы вам технику — сегодня, в условиях мирового кризиса, дает сбои.


Иногда интересные идеи сотрудничества возникают в процессе бесед с коллегами–дипломатами. На недавней встрече с послом Чили разговор зашел о... болотах, о наших запасах торфа и о том, какое применение этому уникальному сырью находится в Беларуси. Ни США, ни Япония — самые продвинутые по технологиям страны — торфом не занимаются: у них его нет, им это неинтересно. Разве что в Швеции ведутся работы. Но там ресурс сырья ограниченный, исследования проводятся на уровне лабораторных и факультативных занятий. У нас технологии использования торфа поставлены на поток — от производства удобрений до выпуска качественной косметики и шампуней. Оказывается, в Чили тоже большие запасы торфа, и наши возможности по производству из этого сырья товаров с высокой добавленной стоимостью их весьма заинтересовали. Речь идет не только о покупке технологий, но и о создании совместных предприятий.


Второй показательный пример — Судан. В интернете мы увидели информацию, что у этой страны большая потребность в продуктах питания, особенно — в сухом молоке. Суданцы закупают товары сами. Им помогает Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО). Раньше их поставщиками были Дания и Голландия, которые в последнее время выступили с резкой критикой суданских властей. Учитывая, что в прошлом месяце в Москве представители Минсельхозпрода были «как на работе», организовать на Маросейке встречу с суданским послом было лишь делом техники. Думается, контракты на поставку в Африку сухого молока из Беларуси могут быть долгосрочными. Чем не пример диверсификации рынков сбыта нашей продукции? Насколько быстро заработает проект, зависит от расторопности Минсельхозпрода. Суданская сторона уже получила информацию по цене товара, ее упаковке, масштабах поставок.


Сейчас посольство прорабатывает визит представителей белорусских деловых кругов в Зимбабве. Договорились о встречах с руководством страны. Сразу же возникли предложения посетить и рядом расположенные Мозамбик, Замбию и Намибию. И не с ознакомительной целью. В ходе таких визитов африканские партнеры готовы к предметному обсуждению деловых схем и к предложениям вывести сотрудничество на высокий политический уровень. Не воспользуемся представляющейся возможностью мы — найдутся другие партнеры. Чтобы было движение, мы, я имею в виду белорусскую сторону, должны «запрягать» очень быстро...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter