Почему госпрограмма по доведению к концу года доли безналичных платежей до 50% остановилась?

Личности и наличность

Почему госпрограмма по доведению к концу года доли безналичных платежей до 50% остановилась?
НА ОДНОГО белоруса, включая грудных младенцев, — 1,2 банковской карточки, 100 тысяч терминалов, которые их принимают, все желающие могут пользоваться интернет-банкингом. Из этого исходили, когда разрабатывали в 2013-м госпрограмму по доведению к концу нынешнего года доли безналичных платежей до 50 процентов. На днях начальник главного управления развития цифровых банковских технологий Национального банка Александр Сотников с грустью сообщил: процесс остановился на уровне 2014-го, безналичные платежи — четверть в общем их количестве. Целый, значит, год топчемся на месте. И почему, спрашивается? 


По моему личному, достаточно скромному разумению, во многом бумажные деньги доминируют в расчетах, потому что нет перемен в психологии людей. Обратимся к близкому нам АПК. Зарплата во многих хозяйствах перечисляется на карточки, почти три четверти магазинов Белкоопсоюза имеют терминалы, но пользуются ими покупатели нечасто. Да и в сельских почтовых отделениях постоянно проблемы с наличностью: люди по привычке снимают с карточек деньги, чтобы тут же потратить. 

Статистику безналичных платежей тянут вниз пенсионеры, считает генеральный директор центра стратегического развития «Маркетинговые системы» Анатолий Акантинов. У них выработался стереотип мышления: пришла пенсия — обязательно надо обналичить. Что делать? Как ни банально это звучит, но банкирам надо чаще рассказывать о преимуществах безналичных платежей, работать с пожилыми людьми, приходить к ним домой. Иначе пластик так и останется в большинстве случаев лишь инструментом для получения купюр.

К тому же не только пожилые люди пока не полностью доверяют безналичным расчетам. Многих пугают сообщения о воровстве с карточек, хотя такие случаи весьма редки. Поэтому не надо думать, что только наличие инфокиосков и терминалов решат проблему. Инфраструктура-то как раз и развивается, а воз не движется. 

Хотя, по мнению председателя совета директоров инвестиционной компании «Юнитер» Андрея Дереха, и над технической стороной надо еще много работать. Сколько говорилось о терминалах в такси. Где они? Настала пора подумать о внедрении мобильных приложений, чтобы рассчитываться прямо с  сотового телефона. 

Заставить человека платить карточкой нельзя. Но ему можно дать почувствовать выгоду такого шага. Например, предложить бонусы. Это могут быть скидки в 1—2 процента при использовании «пластика» вместо бумажных купюр. Но объявлений об этом в магазинах не видно. Почему? Дело упирается в мудреное слово эквайринг. Популярно выражаясь, это проценты, которые банки берут у торговли и сервиса за безналичные платежи. И не спешат их снижать до такого уровня, чтобы можно было делать скидки покупателям в случае расчета карточками. 

У финансовых заведений по этому поводу своя логика: без процентов не проживешь. Однако при этом почему-то скромно умалчивают, что чем реже станут снимать наличку, тем большей будет их ресурсная база и меньше затраты на инкассацию.

К банкам немало и других претензий. Например, сейчас распространена такая услуга, как перевод средств с карточки на карточку. Особенно часто ею пользуются родители, отправляющие деньги детям-студентам. Все бы хорошо, да сдерживает процесс то, что за операцию берется определенный процент. Хотя, как и в ситуации с торговлей, банкам выгодно, что люди не пользуются купюрами. 

Не будем винить одних только финансистов. Торговля и сервис тоже хороши. Многие объекты, не иначе как желая увести выручку в тень, саботируют установку терминалов для безналичных расчетов. Аргумент, особенно у торговцев на рынках, — оборудование дорогое. С этим, правда, можно весьма успешно бороться не административными методами, а экономическими. Достаточно ввести повышенные налоги для предпринимателей и фирм, использующих купюры больше, чем в среднем по стране, и уверяю, сразу появятся очереди за покупкой терминалов в организациях, торгующих ими. 

В Евросоюзе сегодня доля безналичных платежей в зависимости от страны колеблется в пределах 75—95 процентов. Они шли к этому различными путями, в том числе и плавно воздействуя на психологию людей. В Швеции наличка составляет лишь 3 процента. Там даже в церквях жертвуют с пластиковых карт. Давайте перенимать опыт, сдвигать застрявший процент использования «пластика», выходить из финансовой тени, где все и всякое возможно.

gedroiz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter