Личность для истории

Знаете ли вы, как зовут премьер-министра Италии? Или путаете с премьер-министром Словакии? Один — Джузеппе Конти, другой — Петер Пеллегрини. Но готова спорить, что вот это итальянское имя вы знаете наверняка: Маттео Сальвини — министр внутренних дел. Ну, вспомните: белая рубашка без галстука расстегнута на одну пуговку ниже, чем того требует деловой этикет. Сальвини — яростный борец против мигрантов и, как и Дональд Трамп, воплощает две очевидные политические тенденции последних лет: преобладание внутренней повестки над внешней и смерть (если вы оптимист, можете назвать это угасанием) международных институтов.

Трамп на этих тенденциях стал президентом и, весьма вероятно, им останется: его действия одобряют 44% американцев. Когда международные институты становятся недееспособными, на первый план выходят личности. Ту же Кристин Лагард, директора-распорядителя МВФ, выдвинутую на должность председателя Европейского центрального банка, называют «рок-звездой финансового мира» — быть звездой сейчас важно не только в шоу-бизнесе. Вы не вспомните «рабочую лошадку» Конте, но не забудете Сальвини — он эмоционален, заметен, не слишком стесняется в выражениях. Это, кстати, еще одна тенденция.

Кристин Лагард на саммите министров финансов «большой двадцатки» в японской Фукуоке.
Фото РЕЙТЕР.

Посол Великобритании в США сэр Ким Дэррок назвал администрацию Трампа «неумелой, неуверенной в себе и некомпетентной». Дональд Трамп в ответ охарактеризовал посла: «Чокнутый… совсем не та фигура, которая нас вообще волнует, полный придурок...» В этом обмене мнениями есть один, но существенный нюанс: посол Дэррок давал свои характеристики в конфиденциальной переписке (она утекла в прессу, и сэр Ким больше не посол), а президент Трамп — в публичном пространстве. Кстати, знаете почему его шансы выиграть выборы в 2020 году эксперты оценивают как высокие? Хотя бы потому, что у демократов нет такого ярко эмоционального кандидата, чьи высказывания сразу разбираются на цитаты. Я видела Джо Байдена в феврале в Мюнхене, где он на пресс-конференции вместе с бывшим генсеком НАТО Андерсом Фогом Расмуссеном и бывшим госсекретарем США Мадлен Олбрайт ратовал за честные выборы (с тех пор об этой инициативе ничего не слышно): сед, рассудителен, скучен. В наши дни у скучных политиков нет шанса. Спросите украинцев. Или британцев, которые в этом месяце получат в премьер-министры, скорее всего, Бориса Джонсона, — скандалиста и бывшего журналиста, неоднократно уличенного во лжи. Еще лет 20 назад ложь стала бы несмываемым пятном на политической репутации, а сейчас… ну, бывает. «Когда в центре внимания люди, лидеры, то человеческие нравы, повадки становятся содержанием международных процессов намного больше, чем во времена, когда институты дееспособны и эффективны», — пишет главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. Это так, и это печально. Например, эксперты (особенно в Европе) признают: Дональд Трамп вывел США из ядерной сделки с Ираном, исходя именно из личных соображений: прежде всего, чтобы насолить предшественнику Бараку Обаме, эту сделку заключившему. Но что будет с миром, когда его проблемы решают люди, которые и сами… скажем так, не без проблем? Которые не справляются с собственными амбициями и страстями? Невеселая на самом деле перспектива.

plesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter