Почему в Беларуси в футбол играют зимой, а не летом?

Личное и общественное

Что вы делаете зимой? Я хожу в кино всей семьей, достаю елку, начинаю ее наряжать. Это время домашних праздников, посещения представлений, легких прогулок, игры в снежки. От одной мысли о посещении футбольного матча стынут жилы. И тем не менее в 2018 году в Беларуси продолжают зимой играть в футбол. В советские времена Минск принимал футбол в начале мая, изредка — в середине апреля. Но в нынешнюю эпоху не считается зазорным сыграть, пусть и на синтетике, 10 марта поединок за Суперкубок, а решающие матчи — в разгар ноября и в начале декабря.

Конечно, о проблеме холодов говорят и наставники команд. Главный тренер брестчан Марцел Личка после игры 30-го тура в Гродно: “Сегодня мы победили в дерби со счетом 3:0, и в первую очередь я доволен, что ни у нас, ни у “Немана” нет травмированных. Ребята спокойно могут поехать в отпуск и восстановить силы. Мне кажется, такое поле подходит для чего угодно, но только не для игры в футбол. С таким же успехом мы могли бы играть на паркинге возле стадиона”. Ему вторит главком “Шахтера” Сергей Ташуев после домашнего матча с “Минском”: “Мы пять дней готовились на таких полях скользких, в принципе, адаптировали ребят. Подобрали специальные упражнения. Здесь нужно пас в ногу давать, правильно распоряжаться мячом. Поэтому нам в этой ситуации было проще, потому что соперник явно не был адаптирован к этому полю. С другой стороны, у нас было много моментов в первом тайме и из-за покрытия мы не забивали, потому что комбинационно сложно под мяч подстроиться”.

Ни один даже самый успешный маркетолог не сможет заманить болельщиков на игру в непогоду. Это в Англии стадионы обеспечивают сервис, который позволяет не продрогнуть. А в Беларуси одним из главных итогов чемпионата является существенное падение средней посещаемости. И это при том, что Брест вновь порадовал зрительской явкой, да и столичное “Динамо” прибавило, переехав на главную арену страны. Думаю, существенная доля вины в этом лежит на самих клубах. Если бы они били в колокола, думаю, федерация среагировала бы. Но, судя по текущим новостям, клубы лишь обозначают проблему, но не ищут пути решения. Возможно, по просьбе тренерских штабов, которым не очень хочется играть два раза в неделю в теплые месяцы. И пусть вам любой специалист скажет, что на промерзлых газонах шанс травмироваться гораздо выше, все равно это не сдвигает решение проблемы с места.

Значит, и дальше будем играть на промерзлых танкодромах при кучке энтузиастов на трибунах. Наш чемпионат продолжает состоять из групп по интересам. Выгодно лидерам играть в чемпионате из 16 команд, чем рубиться против 10 или 12 сильных команд в четыре круга — будут играть. Невыгодно играть два раза в неделю в теплом мае или июне — и не будут. Каждый решает свою узкую задачу, волнуясь лишь за отчет перед владельцем или куратором. Успешность чемпионата продолжают считать лишь по присутствию команд в еврокубках. Поэтому, увы, в 2019 году вряд ли стоит ждать фееричных событий на маркетинговом направлении в клубном белорусском футболе. Ни один волшебник, даже весь отдел маркетинга “Манчестер Юнайтед”, не обеспечит аншлаг на матче “Луча” в конце ноября. Поэтому, когда собирающее на играх несколько сотен человек “Смолевичи” зарубилось в 30-м туре против минчан, подумалось: лучше бы победили гости. В Смолевичах хоть занялись стадионом. “Луч” же за год не сделал ровным счетом ничего, чтобы найти и сохранить своего болельщика. Команды, решающие исключительно свои, мелкопоместные интересы, делают картинку нашего чемпионата беднее даже в трансляции HD-качества. Очевидно, что кто-то должен стукнуть кулаком по столу и прекратить скатывание чемпионата в бездну пустеющих трибун.

Иван Караичев, специалист по связям с общественностью, преподаватель спецкурса по спортивному PR в БГУ

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter