Либо люди покончат с войной, либо война покончит с людьми

На любой войне случаются моменты, которые еще Толстой в "Войне и мире" назвал общей сопричастностью с историей.
На любой войне случаются моменты, которые еще Толстой в "Войне и мире" назвал общей сопричастностью с историей. Мне кажется, что такой момент наступил

и сейчас, когда взоры миллионов людей прикованы к драматическим событиям на берегах Тигра. Хотя, казалось бы, какое теперь имеет значение голос мировой общественности, если войска коалиции уже вошли в Багдад? И тем не менее именно в эти дни мы наблюдаем пик дипломатической активности. Вчера встречались Буш с Блэром, в ближайшие дни намечен саммит Путина и Шредера, Колин Пауэлл только что завершил свое турне по Европе, "размораживая" Атлантику. Какие цели преследует сегодня мировая дипломатия?

Военная машина коалиции докатилась до Багдада. Могут быть всякие неожиданности - война все-таки, - но на сегодняшний день ясно одно: химического и бактериологического оружия не найдено, но это уже не имеет значения. Торжествует старое римское правило

: - Горе побежденным!

Да, очевидно, потеряли всяческий смысл пародийные "живые щиты" анархистов-пацифистов со всего мира, предпочитающих "заниматься любовью" при любых обстоятельствах. Да, сколько бы ни показывало иракское телевидение кадры оптимистических плясок с "Калашниковым" в руках, очевидно, что военная операция подходит к заключительной фазе.

И дело даже не в том, что вместо жалких деревянных лачуг с полуголыми иракскими детьми мы видим в хронике боевых действий величественную панораму правого берега Тигра, где живет элита страны, размещены многочисленные дворцы Саддама Хусейна и куда вошел американский спецназ.

Дело в том, что сегодня главной темой мировой политики является послевоенное переустройство Ирака. Предрешен исход войны, но не ее последствия.

По сообщению Би-би-си, лидеры США и Великобритании на вчерашней встрече согласовали принципы управления Ираком после войны, однако "пока между ними остаются некоторые разногласия".

Стороны пришли к тому, что сразу после окончания военных действий Ираком будет управлять американская администрация, а затем власть перейдет к иракскому органу управления.

Однако США и Великобритания по-разному смотрят на роль ООН в послевоенном обустройстве Ирака и на сроки, в течение которых в стране должно появиться собственное правительство. При этом Великобритания настаивает на том, чтобы новых лидеров страны выбрала специальная конференция иракцев, проведенная под эгидой ООН. Тем не менее, по мнению Джорджа Буша, ООН должна играть только гуманитарную роль.

Если противоречия столь очевидны даже среди ближайших союзников, то можно представить, какие дебаты предстоят среди более широкого круга заинтересованных сторон.

Масла в огонь подлил так называемый "черный список" компаний, которым не будут выдаваться подряды на восстановление экономики Ирака. В случае если этот документ будет утвержден, США обратят в развалины не только иракские города, но и евроатлантическую солидарность. Вряд ли Евросоюз захочет смириться со столь бесцеремонным "отлучением" от этого прибыльного региона.

Серьезные испытания предстоят и российско-американскому партнерству, ведь у России в этом регионе имеются собственные интересы и традиционные партнеры. Обстрел колонны российских дипломатов, а главное, последующая довольно резкая реакция на это Москвы выглядят симптоматично.

Интересно, что европейские аналитики, столь горячо звавшие Владимира Путина в антивоенный блок Франции и Германии в начале военных действий, сегодня оценивают их критически. "Чего только не предлагали США Путину, лишь бы Россия вела себя тихо в отношении иракского конфликта, - пишет, например, германский эксперт по России Александр Рар. - Речь даже шла о создании совместного энергетического альянса, который должен был бы заменить нынешнюю ОПЕК". Этот аналитик считает, что Кремль просто не смог устоять перед искушением присоединиться к европейскому антивоенному фронту Франции и Германии и попытаться вместе с двумя самыми мощными государствами Старого Света установить через Совет Безопасности ООН будущий режим "мягкого сдерживания" Америки. "Правда, в отличие от времен войны в Косово, Москва в своей антивоенной позиции чувствует себя отнюдь не в изоляции, а в центре общего европейского потока", - делает вывод Александр Рар.

Все мы были свидетелями острых дебатов в Верховной Раде, транслируемых российскими телеканалами, по поводу отправки украинского батальона в регион Персидского залива. На днях редакция получила факс из посольства Украины, где, в частности, сообщается, что "Верховная Рада приняла решение о направлении украинского батальона радиационной, химической и бактериологической защиты в Государство Кувейт для решения сугубо гуманитарных задач по защите гражданского населения этой дружественной нам страны в случае применения оружия массового уничтожения". В факсе говорится также, что руководство и народ Украины против силового решения иракского вопроса и выступают за восстановление авторитета ООН и Совета Безопасности ООН как наивысшей инстанции международного права.

...Сила и мощь уже сказали свое слово. Сегодня, сколь бы эффектно ни выглядел американский танк на берегах Тигра, необходимо вернуть иракский кризис в политическое русло. Страданиям людей надо положить конец.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter