Либерализация на тарелочке

Рестораторы: Предпосылок для увеличения цен в ресторанах нет

Рост цен в ресторанах напрямую не связан с возможностями свободного ценообразования

Привлекать инвестора в ресторанный бизнес надо отнюдь не пустыми калачами. Для того чтобы у него появилось желание вкладывать свои деньги в такие проекты, в «тарелку» необходимо предложить немало «сладкого». Ведь во всем мире общественное питание относится к наиболее рисковым видам предпринимательской деятельности — рестораны находятся на верхних позициях списка тех предприятий, которые имеют высокие риски банкротства, и согласно статистике свой третий день рождения встречают только два заведения из десяти.

Сегодня в Минторге крайне озабочены тем, чтобы найти возможность предложить предпринимателям дополнительные стимулы для работы. Как отмечают в ведомстве, в течение последних нескольких лет в стране был принят ряд нормативных правовых актов, позволяющих существенно упростить хозяйственную деятельность торговых объектов. Прежде всего, им было предоставлено право параллельного проектирования и строительства объектов, были сняты ограничения на закупку товаров за наличный расчет на розничных рынках, расширены критерии применения упрощенной системы налогообложения, были существенно упрощены санитарно-гигиенические требования к объектам общественного питания и порядок заключения договоров аренды, отменено присвоение наценочных категорий и др. Впрочем, главное направление, по которому сегодня намерены двигаться в Минторге в части стимулирования развития ресторанного бизнеса, — это дальнейшая либерализация ценообразования.

Ценообразование ресторанного бизнеса — категория особого порядка. Еще недавно владелец ресторана в калькуляционной карте должен был расписать цену каждого продукта, из которого приготовлено блюдо, учесть множество нюансов, начиная от происхождения и заканчивая сезонностью ингредиента. В итоге процесс по сложности значительно перекрывал высокое кулинарное искусство, а в стране функционировала очень сложная и запутанная система ценообразования. Рестораторы сетовали на то, что проведенное по всем правилам расчета блюдо просто не могло стоить дешево.

Весной 2010 года в ресторанном бизнесе произошла маленькая революция. В стране было отменено госрегулирование цен для объектов питания, которые посещают граждане со средним достатком и выше. Формировать ценник свободно и без ограничений разрешили ресторанам категории люкс, а также высшей и первой. Выяснилось, что принятые меры не только позволили упростить работу организаций общепита, но и повысили качество продукции и услуг, культуру обслуживания, а также увеличили инвестиционную привлекательность этой сферы.

Либерализация продолжилась: Указом № 72 главы государства «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» с начала марта было предоставлено право свободного формирования цен во всех объектах общественного питания, за исключением объектов при учреждениях образования, отменена необходимость составления экономического обоснования применяемого уровня цен. «Учитывая, что доход рестораторов складывается из суммы реализованных торговых надбавок и наценок общественного питания, свободное ценообразование будет стимулировать их закупать продовольственные товары по более низкой цене, а также гибко реагировать на изменения потребительского спроса на отдельные виды блюд, изделий. Следует отметить, что во всех государствах в ресторанном бизнесе сегодня применяется свободное ценообразование», — отмечает заместитель министра торговли Валерий Драгун.

Директор компании «Ресторанный консалтинг» Юрий Ананчук не соглашается: «Сегодня на рынке ресторанного обслуживания, действительно, заметен рост цен, но он вряд ли напрямую связан с возможностями свободного ценообразования. Разумеется, где-то рестораторы могли отойти от принципов и увеличили стоимость блюд в меню, но в основном ситуация сильно зависит от общего роста цен на продукты питания, на другие расходные составляющие бизнеса — транспортные расходы, аренду и прочие».

Кроме того, как уверен специалист, могли подорожать те ингредиенты блюд, которые отечественные рестораторы вынуждены заказывать за рубежом. Впрочем, это тоже незначительный фактор. По данным Минторга, одним из главных показателей развития общественного питания в стране является удельный вес продукции собственного производства в розничном товарообороте, который по итогам докризисного 2008 года достиг 84,1 % и с тех пор только увеличивался.

Представители ресторанного бизнеса утверждают: предпосылок для увеличения цен на их услуги в стране нет, поскольку покупательная способность населения и без того невысока. Если у заведения будет слишком высокая цена, клиент туда просто не пойдет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter