Либерализацией по инфляции

С начала года инфляция составила 36,2 % и продолжает расти

Беларусь должна постепенно уходить от регулирования цен к саморегулированию, чтобы соблюсти интересы производителя и потребителя

В Белстате разводят руками: такого повышения индекса цен на товары и услуги в стране не было уже 10 лет. С начала года инфляция, по данным ведомства, составила 36,2 % и продолжает расти. Похожая ситуация была в 2002 году — но тогда годовой рост цен не превысил 34,8 %. Вместе с тем, как отмечают представители органов статистики, в июне по сравнению с маем темпы инфляции несущественно, но все же замедлились.

За последние полгода цены на продовольственные товары увеличились на 36,8 %. А на отдельные товарные позиции даже больше. Так, гречневая крупа и перловка по сравнению с декабрем 2010 года подорожали в 1,8 раза, мясо птицы, рыба, сахар и овощи — в 1,7 раза, макароны — в 1,6 раза, соль — в 1,5 раза. Наибольший скачок цен пришелся на май — 13 % роста к апрелю. Нестабильность валютного курса привела к существенному росту цен на импортные продукты. В итоге пшено, которое является товаром критического импорта, стало стоить в 2,8 раза больше, кофе и фрукты — в 2,1 раза, чай — в 2 раза, растительное масло — в полтора раза.

Выросла стоимость и непродовольственных товаров, которые еще недавно дорожали максимум на 10 % в год. По сравнению с декабрем скачок цен составил 45,7 %. Цены на моющие синтетические средства выросли в 2,2 раза, на легковые автомобили — в 2,1 раза, на дизтопливо и ювелирные изделия — в 1,7 раза. Телевизоры, строительные и парфюмерно-косметические товары прибавили в стоимости в 1,6 раза, бензин — в 1,5 раза. На треть подорожала мебель, одежда и обувь — почти на 18 %. 

Такая же картина наблюдается и в сфере услуг. С начала года цены на услуги ЖКХ увеличились на 14 %, пассажирского транспорта — на 39 %. Носить вещи в химчистку теперь на 35,1 % накладнее, как и отправлять машину на техобслуживание — придется заплатить мастерам почти на 34 % больше. Поаккуратнее приходится носить и обувь — ее ремонт обходится на 27,5 % дороже, чем в начале года. Дороговато стало уделять внимание собственному здоровью: санаторно-курортные услуги выросли в цене почти на 23 %. На 19 % повысилась стоимость обучения в вузах, а с сентября, как ожидается, она увеличится еще на 20 %. На отдых за границей также придется потратить — турфирмы стали просить за свои услуги денег больше в 2,3 раза. Всего же, как отметили в Белстате, стоимость платных услуг, оказываемых населению, увеличилась на 21 %.

Кроме общего уровня стоимости товаров и услуг, Белстат ежемесячно рассчитывает и уровень базовой инфляции. В июне он составил 41,1 %.

Опережающими темпами цены росли в Минске. Так, за полгода продовольственные товары подорожали на 39,5 %, непродовольственные — на 62,7 %, а услуги — на 22,8 %. Больше всего ценник в столице увеличился на рис, гречку, пшено, мороженую рыбу, музыкальные центры, холодильники, пылесосы, телевизоры, обувь, текстильные изделия и мебель. «Непрерывный рост цен с начала года при одновременном снижении реальной зарплаты в мае сказывается на покупательной способности населения. Если в декабре 2010 года на среднемесячную зарплату можно было приобрести 885 килограммов хлеба, то в мае — 817 килограммов, растительного масла — 265 литров до девальвации и 191 литр после, молока — 965 литров и 901 литр соответственно. За те же деньги меньше выходит свинины и картофеля — 138 и 122 килограмма и 921 и 693 килограмма соответственно. В то же время, по результатам выборочного обследования домашних хозяйств, белорусы тратят на мясо и мясные продукты 31,7 % своих доходов, на молочные и хлебопродукты — 17,4 % и 15,8 %», — рассказывает заместитель председателя Национального статистического комитета Ирина Кангро. При этом специалист приводит цифры для сравнения: в Украине потребительские цены с начала года выросли на 5,9 %, в Казахстане — на 5,1 %, в России — на 5 %. В странах ЕС в мае по отношению к декабрю 2010 года продукты и товары подорожали в среднем на 1,9 %. Из стран Евросоюза наиболее высокая инфляция традиционно оказалась в Латвии — 3,8 % и в Польше — 3,5 %.

«Девальвация национальной валюты привела к еще большему диспаритету цен в стране и сопредельных государствах. По многим позициям — таким как говядина, свинина, сахар — они отличаются более чем в два раза. Из приграничных районов вывозили холодильники, мебель, ажиотажный спрос наблюдался на ювелирные и меховые изделия. В таких условиях не повышать цены было нельзя. Правительство вынуждено было принять определенные нормативные акты, реализация которых позволила в значительной мере стабилизировать ситуацию, — говорит директор Департамента ценовой политики Министерства экономики Игорь Фомин. — В итоге на месяц были заморожены цены импортеров. После мониторинга ситуации мы не продляли срок действия этого запрета. Не компенсировать издержки производителя нельзя, это надо делать поэтапно. Но необходимо соблюдать и меры социальной защиты».

Вместе с тем Минэкономики не исключает точечного ценового регулирования. И прогнозирует увеличение стоимости товаров и услуг до российского уровня, после чего можно будет снимать ограничения на вывоз товаров. «Мы движемся в Единое экономическое пространство, не имеем таможенных границ. Поэтому большой разброс цен априори быть не может, — считает Игорь Фомин. — Цены могут колебаться в пределах величины транспортной составляющей, чтобы не было смысла вывозить товары. Выравнивание диспаритета будет осуществляться одновременно с мерами соцзащиты, ведь мы не можем одномоментно поднять стоимость товаров в 2 раза».

По словам директора Департамента ценовой политики Минэкономики, страна должна постепенно уходить от регулирования цен к саморегулированию, дабы соблюсти интересы производителя и потребителя. Однако стоимость услуг ЖКХ, естественных монополий, товаров первой необходимости и социально значимых останется под контролем государства. 

---------------------------------------

Кстати

Государственное статистическое наблюдение за ценами и тарифами на потребительские товары и услуги Белстат проводит в 31 городе. Цены и тарифы регистрируются более чем в 7 тыс. базовых организаций по 425 наименованиям товаров и услуг. Ежемесячно собирается почти 50 тыс. ценовых котировок. На основании собранной информации производится расчет индекса потребительских цен, который является показателем, характеризующим инфляцию в потребительском секторе. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter