Лиам Нисон: говорят, я настоящий мастер перевоплощений

Накануне премьеры фильма «Пассажир» голливудский актер рассказал «Знаменке» о тайне своего возраста и главном просчете, а также чему учит сыновей и почему избегает драк.


События картины «Пассажир», главную роль в котором сыграл Лиам Нисон, разворачиваются в вагоне поезда, который едет из Нью-Йорка в пригород. Актер встретился с нами неподалеку от нью-йоркского вокзала, в отеле в центре Манхэттена.

– В триллере «Пассажир» к вашему герою в вагоне поезда подходит незнакомка и ставит его перед непростым выбором. От его решения зависит человеческая жизнь… 

– В этой ленте мы задаемся вопросом: насколько далеко готов зайти человек, когда его семья в опасности. Мой герой Майкл ездит по одному и тому же маршруту на работу десять лет, пять дней в неделю. Майкла увольняют с работы. Он не знает, как признаться в этом жене. Он уже дважды заложил свой дом, его сыну скоро поступать в колледж, а денег нет. И тут в поезде к нему подсаживается загадочная дамочка и просит о небольшой услуге, за которую готова заплатить 100 тысяч долларов. Как тут устоять, когда с тобой флиртует такая барышня, как героиня Веры Фармиги?! Игра начинается. Но в этой игре правила диктуете не вы. Напряжение растет с каждой ми­нутой – и это роднит «Пассажира» с такими психологическими триллерами Хичкока, как «Незнакомцы в поезде» или «На север через северо-запад». Фильм начинается с интересного психологического опыта, который в итоге вызывает эффект домино. Или, если угодно, эффект бабочки. То есть бабочка, взмахнув крыльями где-нибудь в Айове, может запустить серию событий и явлений, которые достиг­нут кульминации в Индонезии в сезон дождей. У каждого нашего поступка есть последствия, и даже самые, казалось бы, незначительные вещи важны.

Харрисон Форд (на фото), как уверяет Лиам Нисон, отличный пилот...

Примечательно, что события разворачиваются в том самом поезде, на котором мне пришлось проехать раз 70 в течение 20 лет. Ведь мой дом в пригороде Нью-Йорка находится как раз в этом направлении. Довольно любопытные ощущения, учитывая, что снимали-то мы на киностудии в пригороде Лондона. Команда проделала фантастически кропотливую работу – я с легкостью узнавал каждую станцию, через которую следует поезд. Не знаю, как они это сделали, но даже обертки от бургеров в мусорных урнах были американскими!

– Режиссером ленты выступил Жаума Кольет-Серра. Для вас это уже четвертый совместный фильм. Вам настолько нравится работать друг с другом?

– Да, нам уже не нужны слова, мы понимаем друг друга по началу фраз. Да что там, я практически могу читать его мысли! В процессе работы мы не пытаемся интеллектуальничать или анализировать сцены. Мы ничего не усложняем – это триллер, мы в целом понимаем, о чем фильм. Знаете, такое бывает довольно редко: многие режиссеры концентрируются на каждой отдельной сцене, а не на картине в целом. А сборку ленты они оставляют монтажерам. Жаума подходит к этому вопросу критически. У него отличная интуиция, особенно когда речь идет о динамике картины. 

Съемки мы закончили в октябре позапрошлого года. Большая их часть прошла в вагонах, у нас их было штук восемь. И когда снимали мой проход по составу, мы переставляли вагоны, меняли массовку пассажиров – потратили на это пару недель. Вы задумывались над тем, как сложно снимать в вагоне? Оператору и прочей команде там очень тесно, и потолки такие низкие! Но с каждой картиной мы растем как профессионалы и следующий фильм сможем снять уже, например, внутри шкафа!

...но именно он однажды едва не привил Нисону боязнь самолетов

– Так у вас же все впереди – вы в самом подходящем возрасте для экшен-фильма! Кстати, в жизни выглядите гораздо моложе, чем на экране…

– Вот видите, какой я замечательный актер! Настоящий мастер перевоплощений! 

– А если серьезно, почему в последнее время героев боевиков все чаще играют мужчины солидные, старше 50 лет? 

– Разве? 

– Смотрите сами: заглавную роль в «Джоне Уике» играет Киану Ривз, а ему 53 года. И это только один из примеров.

– Ривзу 53 года? Ничего себе! Всякий раз, когда его вижу, мне кажется, что ему не больше 23! И в этом состоянии он пребывает последние лет 30. Слушайте, а сколько Джеки Чану? 63 года? Так он моложе меня! Боже, я в шоке! Давайте договоримся считать так: 60 лет – это новые 40 лет! А в 40 лет жизнь только начинается. Кстати, я на днях встретил своего бывшего агента. Ему 83 года, а он все еще работает. Такой крутой мужик: у него в ушах серьги, он в третий раз женат, все еще бегает по утрам и держит солидных клиентов – небольшую группу актеров и актрис. И он мне рассказывает: «На той неделе я обедал с Кирком Дугласом. А тому уже 101 год! И Кирк спрашивает: «Фред, сколько тебе лет? 83? Ох, где мои 83 года?!» 

– В фильмах вы любому можете дать отпор, а в жизни когда-нибудь приходилось это делать?

– Нет, я никогда не дрался. Боксом увлекаюсь с детства, поэтому вступать в драку считал нечестным по отношению к со­пер­ни­ку. Морпехи, эксперты по боевым искусствам, научили меня, как правильно вести себя в конфликтных ситуациях. И я с радостью поделюсь этим знанием с вами: при первых признаках драки ищи глазами дверь и уходи. Будь трусом, зато живым. Это говорят серьезные парни, которые в подобном знают толк. И этому же я научил своих сыновей. 

– А как ваши сыновья относятся к вашим работам в боевиках? Они уже видели «Пассажира»?

Кадр из фильм «Пассажир»

– Ой, ну вы же знаете детей, особенно в наше время! «Что ты думаешь о фильме?» – «Это было круто». Вот вам и вся рецензия.

– Так это ж комплимент! Кстати, некоторое время назад вы грозились завязать со съемками в экшен-фильмах, а тут – снова в ту же реку.

– Слушайте, ну вы же должны все правильно понимать.  Тот же самый Дэниел Крейг сколько раз говорил, что скорее умрет, чем снова появится в бондиане или чем-то в этом роде. И что? И ничего! Обычно актеры говорят подобное, когда только выходят со студии после проекта. Фильмы о Бонде, например, снимают по семь месяцев без перерыва. Так что считайте это посттравматическим стрессом на фоне слишком длинных съемок.  В общем, наши слова не всегда значат то, что мы на самом деле имеем в виду. Понимаете? Вот и сейчас: вы беседуете с 65-летним актером, но это не обязательно значит, что ему на самом деле столько лет. На самом же деле мне где-то 44 года. 

После гибели супруги Наташи Ричардсон Лиам Нисон так и живет вдовцом (2002)
– В продолжение темы посттравматического стресса: в «Пассажире» ваш герой оказывается в переделке, сев в обычный поезд. После таких работ у вас не возникает фобий, связанных с транспортом? 

– Нет, я умею договориться с собой.  Хотя есть люди, которые много сделали для того, чтобы эти фобии у меня появились. Например, Харрисон Форд. Мы снимались с ним в одном фильме, и Харрисон решил на своем самолете подбросить меня и еще несколько актеров до Торонто. Мы поднялись в воздух, и тут началась такая болтанка! Как же нас трясло – мы пристегнули ремни, вжались в сиденья, молились всем известным богам… В общем, все были очень напуганы. А тут еще находившийся за штурвалом Харрисон по громкой связи начал вещать (имитирует голос Форда): «Трагический поворот событий для всего Голливуда! Силы ветра настигли съемочную группу и…» Тут я не выдержал и заорал: «Харрисон, заткнись уже, умоляю!» В итоге нам пришлось приземлиться в Монреале, чтобы переждать непогоду. Вот это было действительно страшно, но даже это не отвратило меня от авиаперелетов.

– Харрисон Форд потом хотя бы признался, что и ему в тот момент было не по себе?

– Вот еще! Он очень самоуверен. К тому же Харрисон и правда хороший пилот.

– В этом году исполняется 25 лет фильму «Список Шиндлера». Снимаясь в этой драме, получившей позже «Оскара», вы наверняка и не предполагали, что ваша кинокарьера свернет в сторону жанра экшен.

– Да, всему виной счастливая случайность. На кинофестивале в Шанхае я встретил Люка Бессона, который написал сценарий фильма «Заложница». Люк был в жюри конкурса, а моя жена (актриса Наташа Ричардсон, погибла в 2009 году. – Прим. «ЗН») представляла там свою картину. Я тогда как раз прочел сценарий «Заложницы» и очень заинтересовался им. Подхожу я к Бессону и говорю: «Ты наверняка меня даже и не рассматриваешь на главную роль. Но я в отличной форме и могу справиться со всеми боевыми сценами, ведь у меня боксерское прошлое. В общем, я готов, решать тебе, Люк». Через некоторое время он мне перезвонил, и мы начали работать. 

Тогда мне казалось, что резонанса та работа не будет иметь. Небольшой европейский фильм, очень простой, снятый в Париже за три месяца, имел мало шансов выйти в широкий прокат. Скорее его выпустили бы на дисках. Но сначала его хорошо приняли во Франции, потом – в Южной Корее. Затем картина появилась в интернете, где ее легко можно было скачать. Мне звонили племянники из Ирландии и радостно говорили: «А мы посмотрели твой новый фильм!» В ответ, конечно, они получили от меня гневную отповедь, ведь скачивать фильмы – незаконно. А потом его взяла в прокат американская студия и проделала феноменальную работу по пиару. В итоге лента собрала кассу в США. Если быть откровенным, я был немного сконфужен: как же я просчитался! Ко мне валом посыпались предложения из Голливуда, которому позарез нужен был герой 45–50 лет в хорошей физической форме. Ну а что было потом, вы и сами знаете. 

Уильям Джон Нисон

Родился: 7 июня 1952 года в Бэллимене (Северная Ирландия, Великобритания)

Семья: сыновья – Майкл Ричард Антонио (22 года), Дэниел Джек (21 год)

Образование: учился в Королевском университете в Белфасте, откуда был отчислен за хроническую неуспеваемость

Карьера: снялся более чем в 110 фильмах и сериалах, среди которых: «Список Шиндлера», «Заложница», «Реальная любовь», «Звездные войны. Эпизод 1: скрытая угроза», «Отверженные». Номинант на премию «Оскар». Офицер ордена Британской империи 

Жанна ПРИСЯЖНАЯ

Нью-Йорк, ООО «ТН-СТОЛИЦА» (специально  для «ЗН»), фото предоставлено кинокомпанией «Вольга», Global Look Press, Legion Media
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter