МАРТ анонсировал готовящиеся поправки в Указ № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания»

Льготы торговле - селу благо

МИНИСТЕРСТВО антимонопольного регулирования и торговли анонсировало готовящиеся поправки в Указ № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания». Речь идет, к примеру, об увеличении времени действия закона с пяти до десяти лет. Не исключено, что дополнительные льготы по электроэнергии, транспорту, аренде и налогам получат те, чьи объекты торговли выполняют в первую очередь социальную функцию. Предложения МАРТ взвешенны и обоснованны: бизнес поверил в новые правила игры и готов открывать свое дело на селе.

Цифры положительные тенденции подкрепляют. За первые шесть месяцев 2018-го, когда вступил в силу Указ № 345, его льготами воспользовались 667 субъектов хозяйствования, в том числе 496 ИП. Любопытный факт: число предпринимателей, получивших льготы, пропорционально размерам территорий, определенных решениями областных Советов депутатов. Они же, кстати, могут дополнительно корректировать сформированные перечни и вносить в них новые деревни.

Возьмем, к примеру, небесспорную ситуацию с Минской областью, которая определила: под действие Указа № 345 попало всего 8 процентов территорий. В итоге нормами закона воспользовались только 4 субъекта предпринимательства. С другой стороны — Гродненщина, которая под действие указа отдала 99 процентов сельских территорий. Результат: 321 субъект предпринимательства воспользовался нормами нового закона. Разве не показатель? Бизнес четко дал понять: к изменениям готов, пойдет туда, где ему выгодно. А полученные преференции в ведении своего дела воспринимает как весомый бонус.

Получается, со стороны государства созданы условия без какого-либо дополнительного субсидирования или прямой поддержки для развития бизнеса. Предприимчивому грешно ими не воспользоваться. Судите сами: ставки по налогу на прибыль (для юрлиц) и по подоходному налогу (для ИП) снижены до 6 процентов. Обороты от деятельности освобождены от НДС, исключен налог на недвижимость и земельный налог за участки, находящиеся в госсобственности. Субъекты хозяйствования, в том числе ИП, могут покупать, приобретать объекты недвижимости без аукциона по рыночной стоимости, продавать алкогольные напитки на селе в магазинах вне зависимости от величины торговой площади. А юрлица — и в автомагазинах при условии согласования маршрута и ассортимента.

На той же Гродненщине активно включились в процесс предприниматели Гродненского, Лидского, Вороновского, Кореличского, Островецкого и Ошмянского районов. Так, в лидском Крупово открылся частный продуктовый магазин. Его владелец давно хотел открыть магазин в одной из деревень. Опыт ведения подобного бизнеса у предпринимателя был, правда, в городе. Решающим фактором стал Указ № 345. В Крупово как раз пустовало помещение под магазин. Взяли здание в аренду, привели его в порядок, завезли оборудование. Площадь торгового зала — около 60 «квадратов». Выгода для предпринимателя есть, местные жители довольны.

Первые шаги в этом направлении делают предприниматели и в других регионах. Допустим, в петриковских Багримовичах супруги тоже собираются открывать магазин: к осени объект, организованный в здании старого сельмага, должен заработать. Предприниматели, у которых свое крестьянско-фермерское хозяйство, не скрывают: преференции по Указу № 345 им на руку. Пять лет вести бизнес на льготных условиях — уже плюс. Но выдержит ли торговый объект конкуренцию: в близлежащей деревне за 9 километров свою точку открыл сетевик.

Крупные торговые сети все активнее хотят присутствовать в глубинке, однако лишь в той местности, где будет прибыль. Таковы реалии. В деревни, куда доезжают автолавки «Белкоопсоюза», он не стремится. Любопытный факт: специалисты МАРТ подсчитали, что доставка товаров автомагазинами на расстояние более 11 километров убыточна. Получается, социальную функцию крупного государственного предприятия переоценить сложно, поэтому регулятор заговорил о поправках в Указ № 345, касающихся расширения льгот для «Белкоопсоюза» в тех селах, куда бизнес не идет.

Как бы там ни было, предложения МАРТ будут детально рассмотрены, ведь вкладываться в ту же торговлю выгодно. Итоги первого полугодия работы отрасли порадовали: плюс 10 процентов розничного товарооборота. К тому же торговля на третьем месте по вкладу в ВВП.

uskova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter