Льгота: роскошь или средство передвижения?

Студенты догуливают каникулы. И уже с первых дней сентября в минском транспорте заметно прибудет юных пассажиров...
Студенты догуливают каникулы. И уже с первых дней сентября в минском транспорте заметно прибудет юных пассажиров. Да и на дорогах прибавится авто, которыми рулят «бедные студиозусы». Но все равно, будет ли восстановлен бесплатный проезд для студентов, учащихся колледжей? Напомним, что введенный Мингорисполкомом в сентябре 2011–го «транспортный коммунизм» был отменен с 1 июля в связи с массовым отъездом студентов на отдых, в студотряды. И о дальнейшей судьбе льготы пока неизвестно. Правда, в конце июля на пресс–конференции заместителя главы городской администрации Жанны Бирич прозвучала обнадеживающая для юных любителей бесплатных маршрутов фраза: «Однозначно «нет» мы не говорим. Будем рассматривать этот вопрос как на заседании Мингорисполкома, так и на сессии городского Совета депутатов».

О том, что вопрос возвращения студенческой привилегии остается дискуссионным, заявил и заместитель председателя Мингорисполкома Игорь Карпенко. По его словам, введение бесплатного проезда для студентов стало поводом для упреков и жалоб — особенно в письмах пенсионеров.

Итак, вопрос о возобновлении либо отмене льготы сейчас находится на стадии кабинетного обсуждения. Спорят чиновники, депутаты, молодежь и старики. Ударились в дебаты кондукторы и пассажиры. Что ж, пришла пора дискутировать и авторам нашей полемической рубрики, и читателям «СБ»...

НЕ НАДО ПЛОДИТЬ ИЖДИВЕНЦЕВ

Какие могут быть дискуссии? О чем тут спорить? По–моему, совершенно ясно — никаких льгот молодежи быть не должно. Хотя бы потому, что она — молодежь. То есть люди здоровые, полные энергии и уже этим выгодно отличающиеся от других категорий населения. Честно говоря, меня и в сентябре прошлого года сильно возмутил тот факт, что студентам в Минске предоставлен бесплатный проезд. С какой стати?! Работяга с МАЗа, восемь часов отдававший стране собственные силы, едет со смены за деньги. Милиционер, отправившись проверять притоны районных дебоширов, где ему любой может вонзить нож с пьяных глаз, покупает талончик. Собственно, любой человек, приносящий реальную пользу стране, гораздо больше достоин льгот и послаблений, чем юные лоботрясы, которые еще не принесли ни копейки в тот бюджет, из которого их спонсируют.

Еще раз подчеркну: льготы собираются давать (и уже давали) молодым людям, полным сил. Их жизнь, которую и без того не назовешь тяжелой, собираются сделать еще легче. За какие заслуги? Это все равно что угощать шоколадом мастера кондитерской фабрики. Или награждать бесплатной путевкой работницу санатория. У них и так удовольствий выше крыши, с чего бы делать сладкую жизнь современной молодежи еще слаще?

Пройдись, Андрей, мимо корпусов БГУ, БНТУ или любого другого солидного вуза. Ты поразишься количеству (и качеству) припаркованных там автомобилей. Это все нищие студенты на новейших машинах последних моделей приковыляли на занятия. И, смачно хлопая дверями, выходят из них с печальной миной бурлаков, из последних сил волокущих баржу непосильной учебы. Недавно мэр Минска Николай Ладутько рассказал, что из 110 тысяч учащихся у 10 тысяч есть собственные автомобили. Думаю, эта информация — официальная, то есть подтвержденная документально. На деле цифры должны быть еще выше, если учесть, сколько молодых людей разъезжают на автомобилях, зарегистрированных на пап и мам. Неужели после этого факта у тебя повернется язык говорить, что наши студенты крайне безденежны и вообще обездоленны?

Я начинаю понимать пенсионеров, которых упомянул заместитель председателя Мингорисполкома Игорь Карпенко. Он сказал, что «когда мы только ввели бесплатный проезд для студентов, то получили массу упреков. Кроме того, мы получали письма, в которых пенсионеры жаловались на то, что студенты не уступают место людям преклонного возраста да еще и ездят бесплатно». Думаю, возмущение стариков вызывают их воспоминания о собственной молодости, когда никто не додумывался кормить юных строителей коммунизма с ложечки да еще подтирать им сопли и менять памперсы. Мой отец учился в Киеве на курсах Б.Патона и одновременно умудрялся подрабатывать сварщиком на заводе, чтобы не клянчить у государства денег на поддержку штанов. Мой брат Толик, оканчивая педагогический институт в Южно–Сахалинске, сумел скопить денег на дорогие подарки своим родителям к окончанию учебы. Они пробовали ему помочь материально, а он отказывался и сам трудился сторожем, чтобы, не дай бог, не взять ни копейки у родственников. Я сам учился и работал грузчиком в универсаме, даже в мыслях не допуская, что страна мне что–то должна. В прежние времена, когда кусок колбасы считался за счастье, почему–то выглядело позорным требовать льгот со ссылкой на трудности учебы. Сегодня — нет. И я полагаю, что это, мягко говоря, неправильно. А говоря откровенно — стыдно.

Сейчас возможностей для заработка у студентов еще больше, чем в наши времена. Пожалуйста, пиши программы за компьютером на дому или иди по вечерам откручивать колеса — шиномонтажи ныне работают круглосуточно. Нет же, вместо доброго напутственного пинка в направлении трудовой биржи мы собираемся привить нашим студентам недобрую привычку к паразитизму. Сам глянь, Андрей, пока они учатся — бесплатный проезд; как выучились — льготы молодому специалисту; едва завели ребенка — льготы молодой семье. Потом будем удивляться, откуда у зрелых членов общества психология иждивенцев. А вот отсюда же, от мелочной вроде бы уступки — бесплатного проезда.

На мой взгляд, вместо иждивенчества стоит культивировать бережливость. Чтобы человек сам рассчитывал свои транспортные расходы. Мне нравится идея Вильнюса, где стоимость билета находится в прямой зависимости от расстояния поездки. У нас сейчас как? Проехал 500 метров, одну остановку — плати 1.500 рублей. Хочешь 10 километров через весь город? Плати столько же. По–моему, это неправильно. Любой студент, рассчитав расстояние от общежития до вуза, мог бы прилично сэкономить, если бы плата взималась дифференцированно. На мой взгляд, пора вводить электронные карточки для общественного транспорта, это бы освободило и множество кондукторов, скучающих на маршрутах.

Максимум, на что могли бы пойти городские власти, — сделать бесплатный проезд для действительно нуждающихся студентов, из небогатых многодетных семей. А также — для отличников учебы. Послабления и поощрения должны быть по заслугам, а не безоглядно целому скопу лоботрясов, которым достает денег на коктейль в ночном клубе, но не хватает на дешевый талончик.

А «ЗАЯЦ» СЛУШАЕТ ДА ЕСТ...

Когда наши студенты возвращаются с каникул, то на въезде в столицу они видят не указатель Vilnius, а табличку с надписью «Мiнск». Поэтому якобы экономить в случае окончательной отмены льготы ребятам придется не по вильнюсским, а минским тарифам. Минимум две поездки в день (из общежития в вуз и обратно) — это 3.000 рублей кондуктору или 3.400 водителю. Но ведь ездить придется не только на свой факультет, но и в другой университетский корпус, на практику, в поликлинику, спортгородок, библиотеку да с пересадками... Выгоднее (но вот всем ли студиозусам по карману?) приобретать проездные билеты. Скажем, месячный квиток на один вид транспорта обойдется в 61.600 рублей, на два вида — 82.400, на три — 98.200, на все виды — 111.100. А теперь помножь наиболее приглянувшиеся тебе, Роман, ценники на 10 — приблизительно столько месяцев студент вуза, колледжа проводит в вояжах по Минску. Потом учти, что планируется еще одно (пусть, как заверил журналистов мэр города, и незначительное) подорожание транспортных тарифов до конца нынешнего года. Прими во внимание и реальность, данную нам в ощущении: жизнь во всем мире отнюдь не дешевеет.

С голоду, конечно, от новой статьи расходов ни один минский студент не загнется (проверено на его коллегах из других городов), но я не вижу причин отказывать в бесплатном проезде 18 — 20–летним ребятам, которые не могут пока зарабатывать на уровне 30 — 40–летних и даже многих пенсионеров.

Прекрасно понимаю, перед каким сложным выбором сейчас стоят местные власти. Ведь стоило ввести «трамвайный коммунизм», тут же раздался ропот из регионов: дескать, почему такая привилегия только для минских студентов? А тут еще транспортное сообщество с его извечными жалобами на убыточность городских маршрутов. Вот и думают в Мингорисполкоме, какое решение окажется более непопулярным... Между тем из глубин депо атакуют своими резонами. У меня вообще такое ощущение, что дай иной кондукторше волю, и она даже младенца без колебаний «обилетит». Да еще пару сотен рублей за перевозку детской коляски не преминет содрать!

Еще весной слышал гневную тираду девушки в синем жилете: «Ничего! Скоро тоже будете платить! И студенты, и школьники. Вон мобильники какие у всех навороченные — я столько не зарабатываю! И на пиво всегда хватает!» Взрослая часть аудитории слушала хозяйку салона с одобрением, но эффект от речи смазал гламурный рингтон из сумочки кондуктора. И достала она айфон, и не было на нем кнопок...

Я, дружище, это к тому, что завидовать, одновременно изображая из себя жертву троглодитов–бездельников, взрослым людям не пристало. Главная льгота студентов–безбилетников — молодость и здоровье — категории преходящие. Медики не дадут соврать. Уясни простую вещь: ребята, прикатывающие на лекции в «бумерах», на метро не ездят. Золотая молодежь больше «неуда» страшится случайно засветиться в троллейбусе. А насчет подработок, привычки к иждивенчеству ты лучше у самих студентов спроси. Или хотя бы прочитай, что они пишут на интернет–форумах...

Первокурсник платного отделения: «Пары начинаются с 12.00 до 19.00 (бывает до 21.00). Практически нигде не нужен рабочий с таким графиком. Далеко не всем «платникам» повезло с богатыми родителями, далеко не все могут зарабатывать, т.к. они хотят хорошо учиться и перевестись на бюджет. И получается, что родители оплачивают по 9 «лямов» за учебу плюс по 400.000 — 700.000 в месяц уходит на еду. Плюс на квартиру, если не дали общаги из–за льготников или иностранцев. У них каждая копейка на счету. Все считают деньги. Очень мало кто позволяет себе напиться, т.к. это дорого. В универе происходят постоянные денежные поборы. Вот теперь подумайте, как нехило влияют такие вот мелочи, как проездной, на бюджет таких студентов».

А вот еще крик души — девичий: «Учусь на дневном платном, работаю репетитором, няней, копирайтером, переводчиком, то есть зарабатываю нормально, но мне жалко отдать 60 тысяч в месяц на проездной, у меня в группе нет ни одного человека с крутыми папками–мамками и телефонами, никто не тратится на семки–пиво–чипсы, но всегда берегут копейку... А когда еду в транспорте, то наблюдаю картину, как весь рабочий класс только и делает, что выглядывает в окошки в поисках синей жилетки, дабы не упустить момент и не попасться с непробитым талончиком. И после этого студенты — «зайцы»? За собой смотрите, мелочные люди».

Вот такая, Роман, фактически классовая ненависть иной раз проскальзывает в дискуссиях. И получается, что настоящий «заяц» слушает дебаты да ест, хотя сумме на его карточке зачастую не только студент позавидует.
Что ж, нам остается только ждать со дня на день решения судьбы рожденной прошлогодним финансовым кризисом студенческой льготы. Впрочем, если «транспортный коммунизм» продлят, ребят нужно призвать к джентльменству. «Не мальчик, но муж», — подумают о пареньке, который пробил талончик, невзирая на льготу. Просто потому что получил неплохую прибавку к стипендии или зарплату стажера. Просто потому что будущий интеллигент понимает: совесть — лучший билетер.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter