Заработала первая и единственная в Минске линия по переработке пэт-тары

Лезут в бутылку

Количество пластиковых бутылок, в которые сегодня разливают многие напитки — газированные, пиво, минеральную воду, —  растет с каждым годом, ведь эта упаковка легкая и удобная. Однако при утилизации такая тара создает много проблем из-за синтетического происхождения и большого объема. В Минске на предприятии «Экорес» открыли линию по переработке пластиковых бутылок, на первом запуске которой присутствовала и корреспондент «Р».

Сортировщицы следят, чтобы в дробилку не попали предметы, которые могут повредить оборудование
Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

Маслу и металлу тут не место

Свежевыкрашенный цех на территории предприятия по обращению с отходами еще пахнет свежим ремонтом. У дверей уже стоят большие тюки спрессованных бутылок, но им придется чуть-чуть подождать – пока нагреется до нужной температуры вода, используемая в процессе. Прежде чем запустить линию, Денис Волоха, мастер участка, вручает всем наушники – процесс переработки довольно шумный. Наконец на пульте управления появляется долгожданная цифра в 80 градусов. Поехали!

Помещение наполняется все возрастающим гулом моторов. Погрузчик подает кипу на приемный стол, где рабочий разрезает опутывающую ее проволоку и регулирует подачу сырья на транспортер – чтобы бутылки не «толпились», но и не ехали по одной. Проходя через вибросито, сырье избавляется от песка, мелкого мусора, пробок, фрагментов этикетки. 

Над транспортером насторожились три зоркие сортировщицы. Они должны выхватить из движущейся массы те предметы, попадание которых в дробилку крайне нежелательно. 

— Это бутылки из-под химических жидкостей, растительных масел, из других видов пластмасс, с этикетками, изготовленными из ПВХ, металлические предметы, которые могут повредить оборудование, камни, резина, древесина, — перечисляет Денис Волоха. 

Скорость движения ленты не слишком велика. Кроме того, при необходимости ее можно остановить нажатием специальной кнопки. В помощь сортировщицам установлен магнитный сепаратор, довольно мощный – поднесенную связку ключей притягивает моментально и отдавать не хочет. Он не пропустит ни скрепку, ни монетку.

Большая  стирка

По почти вертикальному конвейеру пэт-тара поступает в дробилку, где стационарные и роторные ножи, размещенные на стенках и валу, перемалывают ее в мелкие осколки. Их размер контролирует установленная внизу решетка с отверстиями диаметром 14 мм. Все, что мельче, просыплется в нижний шнек отгрузки, остальное будет резаться, пока не достигнет нужного калибра. Это и есть полиэтиленовые хлопья, или флекса, – промежуточное сырье, пригодное для последующей переработки. Его используют для производства синтепона, химволокна, синтетических нитей, некоторых стройматериалов, тары для технических жидкостей. 

На ладони мастера цеха лежит белая полиэтиленовая крупа. На вид неказиста, однако стоит от 600 долларов за тонну

В центрифуге, которая работает по принципу стиральной машины, прохладная вода прополощет флексу от сохранившегося песка, этикеток. За счет центробежной силы флекса раскрутится и поднимется вверх, а вода с мусором уйдут вниз, в систему очистки. Кстати, вода здесь идет по замкнутому циклу, то есть очищается и вновь возвращается в работу. 

— Добавляем моющее средство, — Денис Волоха берет пакет. — Пока что это кальцинированная сода. Что будет потом – мы еще не определились, но в любом случае это тайна. Здесь флекса на большой скорости вращения протирается между лопастей вала и окончательно очищается от остатков клея. 

Еще одно просушивание, полоскание, продувание – и перед нами чистая продукция, которая уйдет к покупателю. 

Потенциал  имеется

— Белое сырье самое ценное, поскольку его можно покрасить, — объясняет Инна Савелова, заместитель главного инженера по производству УП «Экорес». – Пока что мы собираемся работать только с прозрачными бутылками. Когда накопится большая партия цветного микса, будем запускать его в переработку на определенный период. 

Линия по переработке пэт-бутылок обошлась «Экоресу» в 280 тысяч евро. Обслуживать автоматизированное производство могут 5 человек: оператор, три сортировщика и разнорабочий. Завод способен выдавать 500 кг флексы в час и до 2,5 тысячи тонн ежегодно – было бы сырье. На предприятии считают, что с этим проблем не возникнет:

— Пластиковые бутылки извлекаем из коммунальных и раздельно собранных отходов, заготавливаем на приемных пунктах сами и берем у юридических лиц, которые занимаются заготовкой. Сейчас в Минске возвращается во вторичный оборот только 20% бутылок, так что потенциал имеется, и немалый. Вот если бы на пэт-бутылку ввели залоговую стоимость, как когда-то на обычные бутылки… — осторожно мечтает Инна Николаевна. — Надеемся, что количество сырья увеличится с введением в эксплуатацию мусоросортировочного завода. 

Пока что линия работает в одну смену пять дней в неделю. Когда же выйдет на запланированные объемы, введут посменный график. Это сэкономит время и затраты на ее запуск и подогрев воды. 

На предприятии намерены вернуть в хозяйственный оборот около 60—70% от поступившего сырья. Хотя бы частичная переработка синтетических отходов поможет не только сэкономить, но и сохранить экологию.

nevmer@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter