«Гладких бизнесов не бывает». Почему предпринимателям не стоит бояться провалов

Лезть в свое дело

В прошлом году у нас впервые за пять лет наметился рост ИП и юрлиц: их зарегистрировалось на 7% больше, чем в 2017-м. Тенденция сохраняется и в этом году. Бизнес становится все более привлекательным. Но оформить дело — лишь начало пути. Больше трех лет живет лишь 10% фирм — это общемировая статистика. Так стоит ли рисковать и кому удается построить успешное дело? Об этом — беседа с Риммой Епур, генеральным директором бизнес-инкубатора КУП «Молодежная социальная служба».

allainscleaning.com

— Часто можно услышать, что предпринимателями может быть лишь 10% населения. Нашла данные Гарвардского медицинского центра: здесь считают, что выдающимися предпринимательскими способностями обладает только 1% населения. 6—10% населения могут вести дело в условиях риска на высоком профессиональном уровне. В чем же особенность людей дела?

— Есть такое понятие, как «компетенция предприимчивости» — она есть не у всех. Много кто в мире работает над тем, чтобы понять, что входит в это понятие. Очевидно, специфика здесь в том, что предприниматель должен уметь выжить в постоянно меняющихся условиях и не загубить при этом свое здоровье. Это постоянный стресс, движение, необходимость думать и развиваться. Здесь нет неких устойчивых рамок, изменения происходят постоянно — законодательство, конъюнктура рынка, кадры и так далее. На Западе активно работают над тем, чтобы развивать у молодежи компетенцию предприимчивости. Им дают не только знания по предметам — математика, физика, химия и прочие, оценивается также креативность, умение вести переговоры и так далее. Важно понимать, что предприниматель достигает больших успехов, когда у него не просто есть врожденная компетенция, но когда он ее развивает.

— У нас, к слову, часто сетуют на отсутствие бизнес-образования. Это действительно проблема?

— Научить бизнесу нельзя. Но можно научиться — открыв собственный. Здесь важно не столько давать знания, сколько формировать умения, чтобы человек мог принимать решения и нести за них ответственность.

Шабашки, подработки, нелегальная деятельность — это не бизнес. Бизнес — это когда вы зарегистрировались, платите налоги и зарплату работникам. Критерий оценки, хороший вы или плохой бизнесмен, сумели вы сделать все это и получить прибыль или нет. Как можно это понять из учебников?

— Сегодня много тренингов, вебинаров. Есть ли в них польза?

— К предпринимательскому мышлению, философии нужно прийти. Нельзя дать программу института в детском саду. Вместе с бизнесом растет и его основатель. У нас в инкубаторе есть хороший пример: парень пришел, открыл небольшую фирму, оказывающую услуги в сфере рекламы. Арендовал один стол. Постепенно появилась специализация, он разделил направления, сейчас у него уже две компании. Говоришь с ним — он всегда настроен оптимистично. Его позиция: изменилась ситуация — нужно менять стратегию, адаптировать бизнес под новые реалии. Коучи и семинары — это хорошо, это все нам нужно. Просто необходимо понимать, чему и для чего учиться, как применять знания.

Что касается моего пути, я всю жизнь была лидером. Когда комсомол перестал существовать, образовалась пустота, я поняла, что нужно создавать организацию, которая позволит молодежи реализовать ее предприимчивые инициативы. Пошла и зарегистрировалась — с 1992 года предприятие действует на хозрасчете. Это бизнес. Нам ни разу за 28 лет из бюджета не платили ни зарплату, ни налоги. Мы зарабатываем на все сами.


— Изменилась ли за это время молодежь?

— Конечно, и очень сильно. Тридцать лет назад ценились люди послушные, дисциплинированные, которые умели выполнять поручения и не отходили от приказов — были хорошими исполнителями. Но предприимчивый человек очень сложный. У него свой царь в голове и свой стержень. Если такому человеку что-то нужно, он забывает о такте, главное — решить вопрос. И это правильно. Потом уже предприниматели обрастают манерами.

Поэтому, если мы хотим вырастить плеяду тех, кто создает рабочие места, не боится брать на себя ответственность, им нельзя указывать, что делать. Можно лишь умело, не давя, обмениваться опытом, осторожно корректировать. Условия ведения бизнеса тоже ведь изменились. Появилась сфера ИТ. Раньше была совершенно неразвита сфера услуг — теперь она на пике. Критерии оценки работы тоже были иными, не было такой жесткой конкуренции. Сегодня открывается предприятие швейной промышленности — оно сразу конкурирует с Китаем. В 1990-е было проще — открываешь и работаешь.

— От чего нужно отказываться?

— Прежде всего от страха. И неважно, сколько тебе лет. Отсюда часто идут и другие ошибки. Например, начинается бизнес по дружбе — одному ведь страшно. Но когда друг, мама, папа поддерживают, это не гарантия успеха. Наоборот, медвежья услуга. Обращаться надо к профессионалам, идти в инфраструктурные объекты, которые помогают предпринимателям. Государственная политика идет в этом направлении — в стране поддерживают стартапы.

— И все же риск неудачи высок — например, есть статистика, что 90% стартапов заканчиваются провалом. Билл Гейтс, Стив Джобс, Генри Форд — успеху каждого великого предпринимателя предшествовали падения.

— Чем больше ошибок, тем больше опыта и тем быстрее человек потом пойдет дальше. Гладкого бизнеса не существует. Это подъемы и спады. Подъем — когда вы получаете деньги, спад — когда вы получаете опыт. Это учеба длиною в жизнь.

— Высокая вероятность провала, малая толика тех, кто может этим заниматься. Тем не менее во многих странах делают ставку как раз на развитие предпринимательства. Почему?

— Предприимчивые люди сами себе платят зарплату. Кроме того, еще в 2008 году в Давосе было озвучено: в современных условиях выживают не акулы, а мелкие рыбы. Малый бизнес более мобилен и устойчив. Сейчас это ощущается еще сильнее. В мире наблюдается кризис перепроизводства, но если мелкие фирмы быстро находят новые ниши и зарабатывают деньги, крупным переориентироваться гораздо сложнее. Так что развитие предпринимательства — в интересах каждого.

ЛЮБОПЫТНО

• На вершине пирамиды. Росс Левин из калифорнийского Университета Беркли и Йона Рубинштейн из Лондонской школы экономики в результате исследования пришли к выводу: каждые 100 000 долларов дополнительного годового дохода родителей увеличивают шансы ребенка открыть свою компанию на 50%. Еще один немаловажный момент: если у человека есть доступ к деньгам, его базовые потребности удовлетворены, он гораздо более склонен к риску. Это подтверждают исследования ученых из Национального бюро экономических исследований: на фондовой бирже чаще рискуют дети обеспеченных родителей.

• Образование имеет значение. Уши Бакес-Гельнер из Цюрихского университета и Петра Моог из Зиген­ского университета изучили 2000 немецких студентов. И обнаружили разницу между предпринимателями и теми, кто работает по найму. В частности, к бизнесу более склонны те, кто не углубляется в один предмет, а знает обо всем, но понемногу. Узкие специалисты чаще работают в подчинении.

• Характером вышел. Директор Центра предпринимательства в Колорадском университете Томас Дуэнинг в результате исследования выделил пять ключевых умений, необходимых предпринимателю: распознавание возможностей, проектирование, управление рисками, умение пережить неудачу, склонность к действиям, а не к планированию.

gavrusheva@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter