Почему торговые сети покупают импортную капусту, хотя нашей полно и она качественнее?

Лежкая капуста, которая не квасится

Почему торговые сети покупают импортный овощ, хотя нашего полно и он качественнее?
Помните времена, когда, возвращаясь с отдыха на юге, мы обязательно везли домой ящик сладкого перца? Сегодня и в Беларуси можно с квадратного метра получать до шести килограммов этих овощей. Причем не только на Брестчине и Гомельщине. В Смолевичском районе летом можно было полюбоваться полями, на которых красовались спелыми боками не только помидоры, но и баклажаны, перцы и арбузы отечественной селекции. Не очень-то просто поверить, что все это гладкое, блестящее, красивое и, главное, вкусное растет не на заморской земле. Более того, «отец» белорусской гигантской ягоды Александр Аутко жалуется на засилье импортных арбузов. Свои некуда девать. Сегодня во весь рост встала серьезная проблема: производство и сбыт овощей отданы на откуп рынку и импортерам. 


Хозяйства и фермеры, занимающиеся витаминной продукцией, несут убытки из-за проблем со сбытом. Редкий сезон приносит прибыль. Нам объясняют: рынок, ничего не поделаешь. Крутитесь, как можете, ибо выживает сильнейший. Так-то оно так, но попробуйте завезти свою качественную продукцию в магазины. Речь идет не только о традиционно южных овощах, которые мы уже можем выращивать, но и о так называемом борщевом наборе. Лишь кое-где даже осенью можно увидеть белорусские свеклу и капусту, лук, а тем более чеснок. Привозная продукция плотно занимает все полки. 

Прошло то время, когда восковые овощи и фрукты радовали наш глаз и мы с удовольствием покупали красавцев. Распробовав, поняли, что вкус их никакой, а качество вообще настораживает. Например, грейпфрут у меня пролежал целехоньким, не поверите, почти три месяца. Конечно, этот «витамин» я выбросила. Подумалось о другом: бог с ней, с заморской химической экзотикой, хочется своих, белорусских, настоящих и вкусных овощей и фруктов. Они, конечно, есть, но интересное дело получается. Почти десять лет назад страна сказала аграриям: нужны овощи. Аграрии ответили «есть» и вырастили то, что заказано. Однако торговля не торопится их брать. Что, наша витаминная продукция не пользуется спросом? 

— Белорусская селекция еще с советских времен шла к тому, чтобы создавать сорта овощей и фруктов в первую очередь с высокими вкусовыми качествами, — говорит директор РУП «Институт овощеводства» Андрей Чайковский. — Внешнему виду уделялось непервостепенное внимание. Была развита консервная промышленность, и много продукции перерабатывалось. Для западной же селекции главное — хороший внешний вид и лежкость продукции. Например, есть гибриды капусты, у которых привлекательный внешний вид, хранятся в течение года, но листья как будто бы ненатуральные. Эта капуста не квасится, не консервируется. А попробуйте огурцы и томаты — они же безвкусные. Западная селекция, повторю, шла по другому пути, где основное внимание уделялось лежкости и внешнему виду. Сегодня собственники крупных торговых сетей требуют именно этого. Долго хранятся, поэтому нет потерь, больше получают прибыли. Вкусовые качества продукции их волнуют мало. И потом, посмотрите, кто собственник этих магазинов, и поймете, чьи интересы и выгоду они будут продвигать. 

Может, овощеводам не хватает семян нашей селекции или они просто не хотят приобретать их? Директор института утверждает, что спрос большой и все семена хорошо продаются. Ассортимент широчайший: 129 сортов по 39 культурам. Например, в прошлом году продали почти все запасы семян и гибридов свеклы, капусты, лука. В результате труда ученых сорта отечественной селекции занимают до 75 процентов посадок картофеля, 68 — садов и 28 — овощных культур. 

Проблема в другом. Год на год не приходится, спрос цикличный, а на государственном уровне нет просчитанного регулирования объемов производства под потребление населением. Яркий пример тому — чеснок. В торговых сетях он есть всегда. Но собственник заинтересован в определенных поставщиках. Завозится китайский, потому что он дешевле по себестоимости. Только за полгода Беларусь заплатила 1,5 миллиона долларов за импорт чеснока. Почему мы вынуждены покупать за рубежом, казалось бы, банальный овощ? Неужели не можем вырастить его сами в промышленных масштабах?

Почти десять лет назад вопрос поставили ребром: наука и аграрии юго-востока получили новое, «чесночное», задание. Планировалось получать порядка 450 тонн чеснока. В основном промышленное овощеводство рассчитывалось на озимую форму, поскольку это более крупные зубки, пригодные для переработки, использования в консервной промышленности и потребления в свежем виде. Было заявлено, что у белорусских аграриев есть все шансы занять не только свой рынок, но и России. Но при одном условии: ученые, аграрии и торговля заработают как звенья одной цепи. Первые два звена сработали. Казалось, «чесночный» вопрос сдвинулся с места. Ученые вывели новые сорта. В институте созданы морозоустойчивые сорта озимого чеснока «витаженец», «полесский сувенир», «сармат», «светлогорский». Получен и первый отечественный яровой чеснок «ярвинит» с урожайностью до 600 граммов с квадратного метра и лежкостью до 9 месяцев. Достоин внимания и среднеспелый нестрелкующийся сорт озимого чеснока «кличевский». Он зимо- и морозостойкий. До созревания проходит 97—110 дней, а средняя урожайность — 1,2—1,3 килограмма на квадратный метр. 

Хозяйства, в свою очередь, уже в 2013 году получили 400 тонн товарного овоща. Но импортеры просто обвалили рынок, ввезя огромные объемы китайского чеснока. Белорусский оказался невостребованным, а понесенные убытки и перспективы повторения ситуации заставили аграриев в конце концов отказаться от «острой» культуры. Сегодня промышленного производства чеснока в Беларуси не существует.

Почему наш чеснок дороже китайского? Андрей Чайковский поясняет, что это трудоемкая культура, требует больших ручных затрат. 6—7 операций, которые делаются только вручную, если нет определенных дорогостоящих линий, использующихся в Европе. Поэтому наш овощ не всегда выигрывает ценовую конкуренцию по сравнению с тем же чесноком из Китая. Хотя по качеству наш гораздо лучше. 

Директор института рассказывает, что, например, в фермерском хозяйстве «Дружба и К», что в Смолевичском районе, они сопровождают выращивание этой культуры, поэтому и урожаи, и качество овоща отменные. Здесь получают промышленные урожаи, вес одной головки — 120 граммов. Но сбывать его некуда. Даже если сети допускают к тендерам, толку мало. Тендер, сетует фермер, не видит качества товара. Там главное условие — подешевле. 

Владимир Крапивко на своем примере лишний раз подтверждает, что похоронили только начавшее становиться на ноги белорусское производство чеснока. Еще три года назад его в хозяйстве было посажено до 20 гектаров. Но импортеры, которые поставляют чеснок из Китая, демпинговав, сбросили цену. И разорили нашего производителя. Фермер закопал 80 тонн. 

А ВОТ в сельхозпредприятиях не всегда могут даже вырастить товарные головки. Отборного чеснока на поле чаще всего не больше половины. Вторая половина урожая — так называемый «нестандарт», который продать в торговой сети вообще нереально. Кому хочется нести убытки? Решение вопроса вроде бы есть: его надо переработать. Однако и здесь клин — практически негде. Вот так импортеры, пользуясь беззубостью наших сельчан и стихийностью рынка, высасывают миллионы долларов.

В ТЕМУ

Природа постепенно готовится к снегу, а овощеводы уже вовсю к следующему сезону. И встает непраздный вопрос: что нового предлагают ученые? Его-то и адресовала директору РУП «Институт овощеводства» Андрею ЧАЙКОВСКОМУ: 

— Новая для белорусов культура — овощная фасоль. Мы гордимся такими своими сортами, как «ипришка», «зинуля» и «знічка» с урожайностью бобов 2 килограмма с квадратного метра, а также вьющимся сортом фасоли «афина». 

Для обеспечения страны семенами собственного производства созданы новые сорта овощного гороха: «горынец», «РОС-1», «влад», «немига», «арфей» и «прометей». Сорта «горынец» и «прометей» устойчивы к полеганию вплоть до уборки на семена. «Горынец» дает стабильную урожайность при выращивании в различные сроки сева, а по урожайности превосходит зарубежные аналоги. Его крупные светло-зеленые горошины отлично подходят для консервирования и замораживания. Остальные сорта отличаются высокой пластичностью, что позволяет получать по 1,2—1,4 килограмма с квадратного метра. 

Создан уже и отечественный сорт овощного боба «юстин». Вегетационный период от всходов до технической спелости у него 56 дней. Средняя товарная урожайность — 1,8 килограмма на квадратный метр, а средняя масса 100 бобов свыше 1150 граммов. 

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter