Лежат дороги на четыре стороны…

30 октября страна отметит День автомобилиста и дорожника

И на каждой из них можно встретить автомобили Могилевского облпотребсоюза

В рейтинге Белкоопсоюза по итогам работы в минувшем году Могилевский облпотребсоюз занял второе место. Успех обеспечен совместными усилиями, в том числе стараниями работников транспортной отрасли. В системе областных кооперативных координат она занимает особое место, поскольку обслуживает все направления хозяйственной деятельности. А если так, то и внимание к ней самое пристальное. Накануне профессионального праздника автомобилистов вместе с начальником сектора транспорта Белкоопсоюза Александром Старосветским провели своеобразную инспекцию состояния дел на ряде кооперативных автотранспортных предприятий Могилевщины. Впечатление самое благоприятное. Остается только пожелать, чтобы и впредь водителей не подводил в рейсах «надежный друг и товарищ мотор…».                 

На шиномонтаж — в Белыничи

Не погрешу, думаю, против истины, что визитной карточкой города Белыничи являются объекты местной потребительской кооперации. При въезде в райцентр по соседству с автомобильной трассой Минск — Могилев расположены один из лучших в системе потребкооперации республики крупный универсам, ресторан, кафе «Русская тройка» с бильярдной, другие предприятия торговли и общепита, хлебозавод. Но автомобилистов, понятно, больше привлекает скромное строение с вывеской «Шиномонтаж». Особенно теперь, когда настала пора менять четырехколесному другу летнюю обувку на зимнюю. «Шиномонтаж» находится в ведении дочернего ЧУП «Белыничская автоколонна» Могилевского автокомбината облпотребсоюза. Причем, что характерно, работающий здесь автослесарь Василий Науменок умудряется без проволочек обслуживать автомобили и автоколонны, и клиентов. Ну а в том, что сюда не зарастет народная тропа, можно не сомневаться. Расценки на оказываемые услуги на здешнем «Шиномонтаже» самые низкие в городе. Замена резины на одном колесе с балансировкой, например, обойдется автомобилисту в 15 тысяч рублей. Поэтому, несмотря на конкуренцию со стороны еще пяти аналогичных частных предприятий, у Науменка, как говорится, всегда аншлаг.

По словам директора автоколонны Владимира Бурко, оказание платных услуг населению является одним из приоритетных направлений, которое активно развивается. Что же касается основных обязанностей, то они сводятся в основном к обслуживанию Белыничского райпо. Сегодня автоколонна располагает 36 автомобилями. Владимир Николаевич не без гордости сообщил, что за последние четыре года автомобильный парк обновился практически наполовину. Примечательно также то, что приобретено пять современных автомагазинов с низким удельным расходом топлива. В результате автоколонна работает рентабельно, за восемь месяцев получено 43 миллиона рублей чистой прибыли, а такой показатель, как коэффициент выпуска автомобилей на линию, заметно превышает установленный норматив. При этом среднемесячная заработная плата водителей составила 1,3 миллиона рублей. По местным меркам, достаточно неплохая, и, как следствие, текучесть кадров в автоколонне минимальная. От добра, как известно, добра не ищут.                              

Груз доставят по назначению

Москва, Санкт-Петербург, Смоленск, Рославль, Нижнекамск — по этим и другим городам и весям пролегли в нынешнем году маршруты автомобилей одного из старейших в системе потребительской кооперации республики предприятий — ЧУП «Могилевский автокомбинат» облпотребсоюза. К тому же, по информации начальника сектора транспорта Белкоопсоюза Александра Старосветского, это самое крупное автотранспортное предприятие, на балансе которого на данный момент находится 177 единиц техники. Дочерние автоколонны расположены в Белыничах, Быхове и Шклове. Резонно предположить, что столь солидный потенциал должен быть соответствующим образом востребован. Главный инженер автокомбината Николай Девочков на сей счет придерживается однозначного мнения: профессиональная гордость не позволяет плохо работать! Впрочем, чтобы не быть голословными, обратимся к конкретным цифрам. За девять месяцев выручка от реализации работ и услуг составила почти 9 миллиардов рублей, или свыше 133 процентов к аналогичному прошлогоднему периоду. На 268 миллионов рублей оказано платных услуг населению. Темп роста — 139,1 процента.

Согласитесь, есть повод для оптимизма. Не случайно автокомбинат облпотребсоюза постоянно называется в числе лучших транспортных предприятий областного центра, и, судя по всему, здесь не намерены снижать взятую высокую планку.

По крайней мере, такой вывод напрашивается после ознакомления с повседневной деятельностью трудового коллектива. Не стану утверждать, что материально-техническая база, как говорится, с иголочки, но, во всяком случае, вполне соответствует предъявляемым требованиям. А это, в свою очередь, позволяет успешно справляться с поставленными задачами. «Наш логистик», — так уважительно отзываются на автокомбинате о диспетчере Валентине Корженковой. За двадцать шесть лет работы на предприятии ей пришлось быть и старшим экономистом, и ведущим инженером по эксплуатации подвижного состава. С такой же ответственностью относится и к своим нынешним обязанностям. Без «добро» диспетчера ни один автомобиль не отправится в рейс. Валентина Алексеевна держит оперативную связь с заказчиками и водителями. Она же принимает решения в случае каких-либо непредвиденных обстоятельств, таких, например, как поломка автомобиля в пути. В любом случае груз будет обязательно доставлен по назначению строго в установленные сроки. Поэтому у начальства и нет проблем с организацией перевозок. Порожние пробеги автомашин практически отсутствуют, и к тому же диспетчер внимательно отслеживает, чтобы водители были максимально задействованы в течение всего рабочего дня.

Основная специализация автокомбината — обслуживание кооперативных организаций обл-потребсоюза. При этом наибольший удельный вес в общем объеме перевозок занимает доставка грузов с распределительных складов Могилевской межрайбазы в районные потребительские общества. Любой сбой здесь недопустим, поскольку может привести к ухудшению торгового обслуживания населения. В связи с этим первостепенное значение приобретает техническая готовность автопарка, которую необходимо поддерживать на высоком уровне. Среди тех, кто ее обеспечивает, обязательно называют токаря-шлифовщика ремонтного участка Александра Новикова. Два десятка лет разменял он на автокомбинате, стал высококлассным специалистом пятого разряда. Александру Ивановичу доверяются самые сложные производственные операции по шлифовке коленчатых валов, расточке блоков цилиндров, гильз. При этом услуги оказываются также сторонним организациям и населению, а расценки значительно ниже, чем в городских автосервисах. Что же касается качества выполненных работ, то Новиков его гарантирует. Во всяком случае, здесь не припомнят, чтобы кто-нибудь предъявил серьезные претензии, зато благодарностей предостаточно.

— Автосервис на комбинате открылся в минувшем году, — рассказывает главный инженер Николай Девочков. — Оказываем услуги по текущему и капитальному ремонту двигателей, коробок передач, узлов и агрегатов грузовых и легковых автомобилей, выполняем кузовные работы. Тарифы, что называется, щадящие, поэтому не испытываем недостатка в заказах.

С минувшего года на автокомбинате стала оказываться еще одна востребованная услуга — предоставление автокрана грузоподъемностью 15 тонн. Примечательно, что работать на нем доверили молодому водителю Денису Райцеву. Техника дорогостоящая, а парню недавно стукнуло 20 годочков. Однако сомнения оказались напрасными. За сравнительно небольшое время Денис доказал, что не зря когда-то получил «корочки» автокрановщика в Мстиславльском государственном профессионально-техническом колледже. Машину содержит в отличном техническом состоянии. Сейчас задействован на городском рынке облпотребсоюза, где ведется реконструкция. По предварительным расчетам, работы продолжатся до середины декабря. Так что автокран простаивать не будет. Ведь его эксплуатация в течение восьмичасовой смены обходится примерно в 700 тысяч рублей. Между прочим, уже в этом году автокран принес в кассу комбината более 100 миллионов рублей. Рентабельность — 30 процентов.

Среди последних приобретений — седельный тягач «Скания», на который опять-таки посадили молодого водителя. Сергей Довбаш трудится на автокомбинате с этого года. Сначала работал на МАЗе, хорошо себя зарекомендовал и теперь вот оказался за рулем «Скании». О потенциальных возможностях этой чудо-техники можно судить хотя бы по тому, что тягач перемещает за собой полуприцеп грузоподъемностью 20 тонн. С ним на автопредприятии связывают большие надежды по дальнейшему развитию оказываемых платных услуг. И эти надежды, на мой взгляд, вполне оправданны. В настоящее время, в частности, тягач обслуживает пивоваренную компанию «Хайникен», на очереди — другие заказы.

Отмечу, что на автокомбинате ведется постоянная работа по обновлению подвижного состава, экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов. Достаточно сказать, что в настоящее время 59 автомобилей, или 36,1 процента от общего количества, переведены на газомоторное топливо, что позволяет сберечь до 20 процентов светлых нефтепродуктов. Ожидаемый экономический эффект по итогам нынешнего года составит порядка 400 миллионов рублей.

В автошколе нет проколов

Открытие два года назад на автокомбинате собственной автошколы — не дань моде, а экономически выверенное решение. Во-первых, это позволило вовлечь в хозяйственный оборот ранее не эксплуатировавшееся здание, а также значительно увеличить объем предоставляемых населению платных услуг. Кроме того, дополнительно было создано 12 новых рабочих мест. По словам начальника автошколы Михаила Зубенко, всего за этот период здесь было подготовлено 560 водителей. Обучение курсантов организовано в вечернее, дневное время и в выходные. В течение трех месяцев они получают все необходимые навыки. При этом стоимость обучения на данный момент не превышает одного миллиона рублей без учета топлива. Обратите внимание: в Могилеве работают 14 автошкол, но самые низкие расценки — на автокомбинате. Если же говорить о качестве преподавания, то оно, думается, выше всяких похвал. Воспитанники автошколы, как правило, без особых проблем сдают выпускные экзамены в ГАИ, и, что особенно приятно, в нынешнем году не было зафиксировано ни одного дорожно-транспортного происшествия с их участием.

Не скрою, с удовольствием ознакомился с организацией учебного процесса в автошколе. Учебные классы оборудованы, как говорится, по последнему слову техники, а азы вождения курсанты осваивают на пяти новеньких ВАЗ-2107 и ДЭУ «Матис». И еще один примечательный момент: ведется подготовка водителей для работы на автомобилях с газовым оборудованием. В настоящее время, замечу, это единственная такого рода автошкола в системе потребительской кооперации республики.

Автомагазин колесит по городу

По словам председателя правления Могилевского облпотребсоюза Сергея Шуркало, решение об открытии в областном центре маршрута автомагазина межрайбазы было принято по просьбе городских властей. Специфика Могилева — в наличии большого сектора частной застройки, торговое обслуживание жителей которого по причине недостатка там стационарных магазинов оставляло желать лучшего. Тогда и появилась идея сгладить остроту проблемы с помощью передвижных магазинов. При этом, по общему мнению, лучше всего справиться с поставленной задачей могли только имеющие богатый опыт подобной работы кооператоры. В облпотребсоюзе пошли навстречу пожеланиям мэрии, предложив для торгового обслуживания горожан автомагазин Могилевской межрайбазы. Учли, что у оптового предприятия было больше возможностей для наиболее полного удовлетворения покупательских запросов при одновременном проведении гибкой ценовой политики на реализуемые через автомагазин товары. Эксперимент, должен доложить, превзошел самые смелые ожидания.

В сопровождении главного специалиста по транспорту облпотребсоюза Виталия Толпо направились за магазином на колесах, который в тот день в соответствии с графиком обслуживал жителей микрорайона Гребенево. Бывшая деревня оказалась в черте города, но чтобы отовариться, ее многочисленные обитатели вынуждены были чаще всего пешком покрывать большие расстояния до ближайших стационарных торговых объектов. Появление здесь кооперативного автомагазина позволило покончить с этими неудобствами. Люди не скрывали своего удовлетворения тем, как организовано дело, расхваливая на все лады продавца Ирину Потапенко и водителя Владимира Маркова. И доброжелательные, дескать, и приветливые, и ассортимент товаров приличный. Впрочем, в справедливости этих слов могли убедиться сами, обратив внимание на то, что экипаж автомагазина стремится максимально удовлетворить покупательские запросы, предлагая наиболее востребованные продукты питания. Да и цены, откровенно говоря, приятно удивили.       

График работы автомагазина — с 9 до 20 часов. Посменно в нем трудятся два водителя и столько же продавцов. Такой порядок, судя по всему, всех устраивает. Как и то, что размер заработной платы поставлен в прямую зависимость от объемов торговой деятельности. Если у водителей оплата труда почасовая, то продавцы получают 3 процента от выручки. Есть прямой резон работать лучше, и те стараются. В результате среднемесячный товарооборот автомагазина составляет порядка 150 миллионов рублей.

Думается, опыт могилевчан может быть востребован и в других регионах республики. Ведь наличие большого частного сектора в той или иной мере присуще и остальным областным центрам, и городам областного подчинения.

На снимке: молодому водителю Денису РАЙЦЕВУ доверено управлять мощным автокраном.

Фото: Станислав ЧЕРНУШЕВИЧ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter