Левый марш

Михаил Ходорковский прогнозирует левый поворот российской власти
Михаил Ходорковский прогнозирует левый поворот российской власти

До президентских выборов в России еще целых три года, однако прогнозы о том, кто придет к власти, стали чуть ли не национальным хобби. Прогнозируют все, и в этом контексте много шуму наделала статья «Левый поворот», опубликованная на днях в московской газете «Ведомости». Еще бы — ее написал человек, который и саму политику сделал своим хобби в свободное от создания состояния время. Речь, как читатели уже догадались, об олигархе–«сидельце» Михаиле Ходорковском. Размышляя в тюремной тиши о судьбе России, Ходорковский прогнозирует неизбежную победу левых партий на выборах: «Кремлевские политтехнологи опять — и еще тверже — знают, что этот государственный курс может сохраниться только антидемократическим путем. Что на честных выборах неизбежно победят левые».

«Прозрел!» — многие уже после выхода статьи азартно потирают руки. Но пинать лежачего не стоит, а недооценивать тем более. Он все–таки поднаторел в искусстве инвестиций, и сегодняшнюю его статью стоит рассматривать как способ политического инвестирования, отчаянную попытку вырубить «окно» из «Матросской тишины» в будущее.

Бывший глава «Юкоса» утверждает, что о необходимости коалиции с левыми вместе с 12 другими крупными бизнесменами он говорил еще в апреле 1996 года, когда олигархи предлагали сделать премьер–министром с расширенными полномочиями Геннадия Зюганова, а Бориса Ельцина оставить на посту президента — в качестве гаранта демократии. Но, как пишет Ходорковский, «к середине 90–х стало ясно, что чудо демократии как–то не задалось... что мы просто не можем быть честными, умеренными и аккуратными по–буржуазному, по–швейцарски... и была избрана другая стратегия. Многомиллионные вложения и машина безграничных манипуляций общественным мнением во имя победы Ельцина. Несомненно, авторитарный сценарий. Ценности конца 90–х сложились именно тогда, и важнейшая из них — цель оправдывает средства. Если нам нужна победа, не пустим коммунистов в телевизор, а потом разберемся. Вытащим генерала Лебедя, чтобы отобрал у Зюганова 15%, а потом выкинем за ненадобностью». По версии Ходорковского, уже в 1996 году «Кремль знал, что пролонгировать праволиберальный ельцинский режим демократическим путем невозможно — в условиях состязательности и равенства всех соискателей власти перед законом Зюганов непобедим. Потом стало ясно, что и преемственность власти в 2000 году нельзя обеспечить без серьезного отступления от демократии. И так возник Владимир Путин».

Далее в своей статье самый знаменитый заключенный в России, совсем как народные трибуны в царской России, неожиданно выступает радетелем интересов нищих и обездоленных (впрочем, в нынешнем своем положении он не рискует казаться волком в овечьей шкуре). Ходорковский «требует от власти дать ответ на вопросы», которые из уст бывшего олигарха, правда, звучат по крайней мере оригинально:

1. Справедливость: кому досталась советская социалистическая собственность, которую кровью и потом ковали три поколения? Почему люди, не блещущие ни умом, ни образованием, заколачивают миллионы, а академики и герои, мореплаватели и космонавты оказываются ниже черты бедности?

2. Чувство собственного национального достоинства: почему, когда мы жили в плохом Советском Союзе, нас уважал или, во всяком случае, боялся весь мир, теперь же, в дни свободы, презирают как недоумков и наглых нищих?

3. Нравственность в политике: мы не любили ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ за их цинизм и незаслуженные привилегии, но разве заслужили мы правителей вдесятеро более циничных и стократ более вороватых, чем партийные бонзы, которые на фоне новых кажутся уже милыми дачными дедушками и бабушками?

4. Страх перед неопределенностью будущего, перед отсутствием цели: нас выкинули из старого ободранного «Запорожца» с ручным управлением, обещая пересадить в «Мерседес», однако ж просто бросили в глухом закоулке вселенной на сырой грунтовой дороге.

Ходорковский прогнозирует, что в составе следующей российской власти неизбежно будут КПРФ и «Родина» или исторические преемники этих партий. «Левым же либералам («Яблоку», Рыжкову, Хакамаде и др.) пора определяться, войдут они в состав широкой социал–демократической коалиции или останутся на брюзжащей, политически бессмысленной обочине».

Показательно, что левые политики и политологи согласны с его прогнозом по поводу грядущего «левого поворота» в политической жизни России. Глава «Родины» Дмитрий Рогозин, руководитель группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин считают, что экс–олигарх трезво оценил ситуацию и его прогноз сбудется.

Что ж, традиция разного рода «писем на волю» живуча, имеет исторические корни, и иногда тюремные оракулы глядят как в воду. Впереди еще три года, чтобы это проверить.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter