Современные системы контроля позволяют аграриям экономить до 40 процентов топлива. Кому это не нравится?

Левые рейсы прикажут долго жить

Современные системы контроля позволяют аграриям экономить до 40 процентов топлива. Кому это не нравится?


В СТРУКТУРЕ затрат на каждый рейс сельхозмашины или агрегата на топливо, а это в основном дорогостоящее сейчас дизельное, приходится львиная доля. К тому же  топливные реки  все еще текут налево, отрасль несет убытки. Более пяти лет назад топливо начали окрашивать, солярка стала зеленой, бензин синим. Пришла эпоха расходомеров топлива, датчиков уровня топлива и интерфейсов данных автомобиля. Их применение, равно как и других высокотехнологичных устройств, позволяет сегодня обеспечить до сорока процентов экономии «дизеля». Выгодно ли это?  


В ОАО «Литвяны-агро» Узденского района литры считают по последнему слову прогресса. На технику устанавливают навигационные терминалы с расходомерами топлива и интерфейсами данных автомобиля. Общую информацию по всей технике на мониторе отображает компьютерная программа.

В своем кабинете агроном-семеновод Оксана Лошкевич показывает мне по компьютеру передвижения МАЗа, на котором отвозит сено Владимир Шишковец. Видим, что он проехал 52 километра, израсходовал 21,5 литра топлива. Программа позволяет видеть, на каком участке он сейчас находится, где был час назад. А вот данные по Руслану Жевнеровичу — его МТЗ-1221 сейчас в районе деревни Каменка, преодолел 9,17 километра, израсходовал 4,77 литра топлива. От маршрута не отклонялся. 

Директор сельхозпредприятия Андрей Абрамчик честно признается, что по поводу этого ноу-хау особой радости в глазах механизаторов и водителей не заметил. Ведь теперь буквально каждый грамм солярки на контроле. Списать и слить в канистру незаметно и безнаказанно не получится. Хотя еще полгода назад топливо из хозяйства текло если не рекой, то весьма полноводным ручьем.  

Сейчас расход Оксана Лошкевич подсчитывает ежедневно, когда техника уже в гараже. Математика простая. К примеру, с вечера в тракторе 20 литров в бензобаке. Утром заправили еще 50. Итого на начало дня 70 литров. В конце дня по компьютеру смотрит — трактор израсходовал 35 литров. Значит, должно остаться еще 35.

Расходомер топлива невозможно обмануть, как это было с датчиками уровня топлива.  Он фиксирует, сколько фактически израсходовал топлива двигатель. 

Новая система пришлась как нельзя кстати. «Литвяны-агро» — хозяйство небольшое, 3800 гектаров сельхозугодий, 2600 — пашни. В этом году площади под некоторые культуры увеличили. К примеру, больше выращивают льна: вместо прошлогодних 100—250 гектаров посевы кукурузы довели до 520 гектаров. Посеяли 600 гектаров бобовых трав, которые в прошлые годы не выращивали вовсе. 

С начала апреля здесь задействовано 20 единиц техники. Установка системы контроля расхода топлива на них обошлась в 150 миллионов тогдашних рублей. Однако директор поясняет, что затраты быстро окупаются. Весной, говорит, на каждом из посеянных 1150 гектаров сэкономили по 3,5 литра топлива, а в целом за кампанию в хозяйстве сэкономили около 40 процентов «дизеля». 

К уборочной планируют установить приборы учета топлива и на комбайны. Их в хозяйстве шесть, оборудование обойдется в 4000 деноминированных рублей. Каким будет экономический эффект, директор детально пока сказать не может, но то, что он будет, — безусловно. 

Кстати, такие датчики — одна из функций системы точного земледелия. В России в крупных агрохолдингах ее активно используют. Более того, там умная программа еще показывает расценки, механизатор знает, сколько заработал за день. Так в сельхозпредприятиях учатся считать каждую копейку.    

С новой технологией директор ОАО «Литвяны-агро» знаком не первый год. Однако убедился в ее пользе недавно: в январе он возглавил хозяйство, в апреле систему контроля расхода топлива установили. Руководитель считает, что было бы правильно, если бы ее монтировали на всех видах техники и во всех хозяйствах. А для контроля можно найти одного грамотного специалиста, который будет обслуживать 3—5 сельхозпредприятий. 

Кстати, расходомеры топлива DFM, датчики уровня топлива DUT-E и интерфейсы данных автомобиля MasterCAN разрабатывает и производит СП «Технотон» ЗАО на своих предприятиях в Вилейке (ЗАО «Завод Флометр») и в Минске, а экспортируются отечественные разработки в 94 страны мира. 

В Минской области системы контроля расхода топлива устанавливают и обслуживают специалисты ООО «Технотон Трейд».  По информации начальника отдела Андрея Букатко, около пяти лет назад в хозяйствах отмечалось тотальное стремление сэкономить топливо: из 400 сельхозпредприятий Минской области в 70—80 процентах пробовали устанавливать различные датчики по контролю расхода топлива. Однако у многих приборы не работают. Почему?

ОКАЗАЛОСЬ, некоторые руководители пытались сэкономить на оборудовании, устанавливая на трактора и погрузчики датчики уровня топлива в бак. Как раз на данной технике датчик уровня топлива низкоэффективен из-за высокой погрешности измерения расхода топлива, вызванной движением по пересеченной местности или на небольшие расстояния. К примеру, топливо при движении энергонасыщенных тракторов  по неровным почвам плещется с амплитудой 20—30 литров, что позволяет потом механизатору незаметно слить себе в канистру минимум 10 литров. То есть датчики уровня топлива приносят максимальную пользу на транспортных средствах, которые работают на ровных дорогах или в стационаре. Для сельхозтехники — своя специфика, здесь очень сложно рассчитать расход. К примеру, погрузчик на трамбовке через каждые 200 метров меняет направление движения. Поэтому здесь наиболее эффективен расходомер топлива. Для энергонасыщенной техники с иностранными двигателями для контроля расхода топлива применяется интерфейс данных автомобиля, который обрабатывает данные расхода топлива с самого блока управления двигателем и передает их на навигационный терминал.

Обмануть такую систему практически невозможно. В Минской области она установлена, к примеру, в ОАО «Великий Двор», агрофирме «Лебедево», РУП «Минскэнерго», ОАО «Старобинский», КУП «Минская овощная фабрика», ОАО «Валевачи», ОАО «Маяк-78», ГП «Путчино», ОАО «Молодечненский райагросервис», ОАО «Горняк», ОАО «Новополесский». В хозяйствах замечают, что это позволяет постоянно экономить 20—30 процентов топлива. 

К примеру, в одном сельхозпредприятии Минской области установили терминалы мониторинга GalileoSky с расходомерами топлива DFM и сразу выявили различия в данных по списываемому топливу и фактически израсходованному. На отдельных погрузчиках «Амкодор», оперируют цифрами специалисты, разница достигала 50 процентов (60 литров в день фактически вместо 120 литров по нормам). На тракторах МТЗ-1221, МТЗ-80 разница составила 35 процентов в зависимости от вида выполняемых работ, на МТЗ-3022, МТЗ-3522 расход уменьшился в среднем на 2,5 литра с гектара.

И вот еще интересные цифры. На  Минской овощной фабрике за два месяца МТЗ-3022 с системой контроля расхода топлива засеял 640 гектаров. Экономия топлива при этом составила около 3000 литров. Трактор на дисковании обработал 210 гектаров, экономия — 840 литров солярки. Впечатляет.

Да, но только не всех. Некоторым механизаторам система, как нож острый. Иногда они портят оборудование. Месяц назад в одном из хозяйств Минской области на транспорте были сломаны антенны навигационных терминалов, перерезаны кабели расходомеров топлива, сорваны пломбы. Значит, нужно время, чтобы человек понял: работая строго по технологии, ни в чем не химича, получая высокий урожай, заработаешь намного больше, чем на канистре уворованной солярки.

В тему

Система контроля расхода топлива требует к себе постоянного внимания и жесткой дисциплины. При выполнении данных требований она позволяет не только исключить хищение ГСМ и нецелевое использование техники, но решает и другие задачи:

уточнение норм расхода топлива (особенно актуально для спецтехники, где списание производится по моточасам);

контроль времени работы транспорта;

повышение производительности автопарка.

kovalev@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter