Выдающийся советский кинорежиссер Николай Губенко отметил юбилей

Лев режиссуры

В молчании талантливого человека есть своя особая пронзительная нота. Когда молчит бездарность, не так обидно. Пусть молчит и дальше. Но когда по той или иной причине замолкает талант, становится грустно. Режиссер Николай Губенко, юбиляр этой недели, не снимает кино с 1988 года. Именно тогда вышла его социальная драма об отношениях народа и интеллигенции “Запретная зона”. Председатель колхоза в исполнении актрисы Любови Соколовой обращалась за помощью к жителям дачного поселка после пронесшегося урагана и помощи этой не находила.

Губенко, помимо того что талантливый художник, еще был и кабинетным человеком. Был министром культуры СССР. Имел вкус к заседаниям, собраниям, комитетам... Может быть, они забрали у него определенную часть энергии? Ведь бесследно для воображения художника эти многочасовые заседания не проходят.

Сейчас Губенко руководит театром “Содружество актеров Таганки”, образовавшимся после знаменитого раскола в труппе Юрия Любимова. Театр вроде бы живет насыщенной внутренней жизнью, но из поля зрения продвинутых критиков как-то выпадает. Да и положа руку на сердце, не выпускает он премьер, о которых заговорили бы. Вполне возможно, что не Николая Николаевича тут вина. Хотя авторы на сцене театра идут достойные — Сергей Есенин, Мартин Макдонах, Евгений Шварц, Михаил Булгаков, но что-то не складывается...

Мне кажется, если бы сегодня Губенко снял новый фильм на уровне его лучших работ, как “Подранки” и “Из жизни отдыхающих”, эту картину просто не заметили бы. Как произошло, например, с картиной Романа Балаяна “Райские птицы” в свое время. Время интеллигентного кино прошло, и хорошо, что Николай Губенко реализовался тогда, когда каждое новое высказывание художника ждали. О нем могли спорить, с ним не соглашаться, но его замечали.

75-летие Николая Губенко — замечательный повод пересмотреть его фильмы, послушать его интервью. Он так и не принял модель продюсерского кино, справедливо полагая: лучшее, что было создано в кино и театре, было создано в советское время. Губенко трогателен, энциклопедически образован и бесконечно талантлив. А за талант можно простить все — заблуждения, ошибки, некоторую горячность суждений. Его супруга, актриса Жанна Болотова, всегда и во всем поддерживала своего мужа. Они были одной из самых красивых пар в советском кино. Последний раз Жанна Болотова снялась десять лет назад в картине Алексея Балабанова “Жмурки”. Там была крошечная эпизодическая роль преподавательницы университета. Даже в этом бойкоте современной киноиндустрии они вместе как настоящие единомышленники.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter