"Лев" нашел героя

Сам заголовок картины «Пьета» (буквально с итальянского – «скорбь») призывает к милосердию – и над Кимом Ки Дуком смилостивились. Шестнадцать лет непрекращающейся работы и восемнадцать фильмов увенчались наградой, к которой режиссер шел давным-давно – «Золотым львом».

Венецианские киноитоги: главная награда досталась корейской драме «Пьета» режиссера Ким Ки Дука

Сам заголовок картины «Пьета» (буквально с итальянского – «скорбь») призывает к милосердию – и над Кимом Ки Дуком смилостивились. Шестнадцать лет непрекращающейся работы и восемнадцать фильмов увенчались наградой, к которой режиссер шел давным-давно – «Золотым львом».

В его карьере было несколько престижных призов, но все второстепенные. Разнообразные гран-при он получал на фестивалях второго эшелона – в Брюсселе, Чикаго, Фукуоке. В Берлине же и Венеции не поднимался выше «серебра», а в Каннах – выше «Особого взгляда». Теперь у него есть свой «Золотой лев», что символично: здесь, в Венеции, о Киме Ки Дуке свет узнал впервые, и зрительницы теряли сознание на премьере «Острова» – кстати, отобранного в программу с подачи Альберто Барберы, тогдашнего директора Мостры, вернувшегося после долгого отсутствия на этот пост именно в 2012, вновь позвав Кима.

Барбере предприимчивый кореец в прямом смысле слова обязан карьерой.

Со стороны градации призов могут показаться комичными, но для фестивальных режиссеров они крайне важны: «золото» моментально повышает капитализацию, превращает тебя едва ли не в живого классика и автоматически открывает дорогу к участию в следующих конкурсах. Да и на цену при продаже прокатных прав это влияет существенно.

Так что можно понять ликование Кима, традиционно исполнившего со сцены народную корейскую песню «Ариран», не выпуская из рук желанного «Золотого льва».

Если вы смотрели предыдущие картины Кима, то «Пьета» не откроет для вас ничего нового – но наверняка понравится (ведь если вы выдержали 17 картин этого редкостно однообразного автора, то вы, вероятно, его любите). Здесь есть сюжетный лаконизм, который можно назвать схематичностью, есть отработанная поэтически-живописная форма, есть пара привычных приемчиков с пытками и издевательствами, отныне далекими от радикальности: сердце Кима с годами смягчилось.

У его героя – тяжелая работа: выбивать деньги из бедняков-должников, калеча их и взыскивая долги со страховых компаний.

Но и он, как и автор фильма, стал мягче с годами работы. Он даже отказывается выполнить просьбу своей жертвы, благостного гитариста – тот умоляет отпилить ему обе руки, а напоследок позволить сыграть лирическую балладу, способную растрогать мерзавца-насильника до слез.

Стоит мрачному вышибале-сироте встретить предполагаемую мать, как он откажется от насилия и даже уволится. Захочет стать хорошим человеком, но поздно, – и оплакивать зрителям его горькую судьбу, как Богоматерь оплакивала Иисуса в скульптуре Микеланджело, давшей название фильму.

Финальный поворот сюжета (тоже предсказуемый и нестерпимо мелодраматичный) особенно понравится поклонникам земляка и коллеги Кима, куда более изобретательного и ироничного Бона Джун Хо – которому не посчастливилось «забить» в Европе место официального представителя корейской кинематографии: Киму счастливо удалось и избежать оригинальности, и обогнать конкурентов.

Правда, есть серьезные сомнения в том, что «Пьета» надолго задержится в истории кинематографа. Но вот сам Ким с этой наградой в историю свое имя вписал, с этим не поспоришь.

Остальное прошло более-менее по плану. Авторы двух самых сильных картин Венеции-2012 получили престижные награды: «Мастеру» достался «Серебряный лев» за режиссуру для Пола Томаса Андерсона, плюс разделенный на двоих «Кубок Вольпи» для двух центральных актеров, Хоакина Феникса и Филипа Сеймура Хоффмана. «Раю. Вере» Ульриха Зайдля (за который на режиссера подали иск за оскорбление чувств верующих) дали специальный приз жюри. Чтобы как-то уравновесить дуэт актеров-тяжеловесов в мужской номинации, на лучшую женскую роль выбрали симпатичную израильскую дебютантку Хадас Ярон за семейную драму о хасидах «Заполнить пустоту».

Приз Марчелло Мастроянни для лучшего молодого актера был присужден итальянцу Фабрицио Фалько, сыгравшему сразу в двух конкурсных лентах – «Спящей красавице» Марко Беллоккьо и «Это был сын» Даниеле Чипри (эта же лента получила приз за работу оператора), лучший сценарий жюри отыскало в тщательной и заунывной картине француза Оливье Ассаяса «После мая» о последствиях студенческой революции 1968 года.

А настоящий азиатский экстрим, ушедший очень далеко от гламурных притч Кима Ки Дука, был награжден в параллельной секции «Горизонты» – его жюри отметило фильм китайского документалиста Ван Биня «Три сестры». Не по Чехову.

Еще более радикальную работу представил под закрытие фестиваля другой выдающийся режиссер из Азии – тайванец малайзийского происхождения и многократный венецианский лауреат Цай Мин-Лян. Его «Алмазная сутра» длится всего двадцать минут. В почти неподвижном кадре справа налево медленно-медленно, будто во сне, идет бритоголовый монах, погруженный в молитву и медитацию; о чем он думает и думает ли, нам узнать не дано. Когда он исчезает за рамками кадра, там остается включенная рисоварка, бурчащая и клокочущая, выпускающая пар. Через несколько минут огонек на ней погаснет: рис готов, кино закончено. Мы видели лишь внешнюю сторону, по всей видимости, увлекательного процесса приготовления пищи, но как он происходил, можем лишь догадываться. То же самое касается и вердикта авторитетного жюри, решившего отдать «Золотого льва» одной из самых банальных картин венецианского конкурса.

Полный список победителей 69-го Венецианского кинофестиваля:

Приз за лучший фильм — «Золотой лев»

«Пьета», режиссёр Ким Ки Дук

Приз лучшему режиссёру — «Серебряный лев»

Пол Томас Андерсон («Мастер»)

Приз за лучшую мужскую роль — «Кубок Вольпи»

Филип Сеймур Хоффман и Хоакин Феникс («Мастер»)

Приз за лучшую женскую роль — «Кубок Вольпи»

Хадас Харон («Заполнить пустоту»)

Приз за лучший сценарий — «Золотые Озеллы»

«Что-то в воздухе», режиссёр Оливье Ассайас

Специальный приз жюри

Ульрих Зайдль («Рай: Вера»)

Приз за лучшую операторскую работу — «Золотые Озеллы»

Даниель Чипри («Это был сын»)

Приз Марчелло Мастроянни лучшему молодому актёру

Фабрицио Фалько («Это был сын», «Спящая красавица»)

ПРОГРАММА «ГОРИЗОНТЫ» (Orizzonti):

Приз за лучший фильм

«Три сестры», режиссёр Ван Бин

Специальный приз жюри

«Бесплатное танго», режиссёр Фредерик Фонтейн

Приз за лучший короткометражный фильм

«Приглашение», режиссёр Ю Мин-Ян

По материалам Интернет-ресурсов

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости