Летящие по волнам

Беларусь — держава не морская. И потому мне кажется, что если бы в ходе недавнего чемпионата мира поднявшееся из глубин морских чудище пожелало участникам «семь футов под килем», удивление представителей исконно парусных держав вряд ли было бы большим, нежели шок, причиной которого стала минчанка Татьяна Дроздовская...
Беларусь — держава не морская. И потому мне кажется, что если бы в ходе недавнего чемпионата мира поднявшееся из глубин морских чудище пожелало участникам «семь футов под килем», удивление представителей исконно парусных держав вряд ли было бы большим, нежели шок, причиной которого стала минчанка Татьяна Дроздовская.

Первая в истории белорусского парусного спорта чемпионка мира! «Я вас, конечно, от всего сердца поздравляю, но скажите: где вы тренируетесь? Я всю карту изучил — неужели в Беларуси есть море?» — представители Международной федерации парусного спорта округляли от изумления глаза. Еще больше их глаза округлились, когда Таня объяснила, что тренируется она на «таком небольшом озере, что под Минском...» Хорошо, Таня не сказала, что самые большие волны здесь поднимает катер, на котором мы, не особо воодушевившись перспективой ждать окончания тренировки, отправились приобщаться к белорусским морским реалиям...

Подлатать паруса!

Вблизи все видится совсем иначе. Вместо белозубых мачо и пестрых гербов яхтклубов — разношерстные и порядком выцветшие майки, да и паруса оказались не такими уж и белоснежными. «Вот посмотрите на те, цветные, — Сергей Морозов, тренер, среди учениц которого значится и Татьяна Дроздовская, указывает куда–то вдаль, где среди леса мачт маячат два розово–синих треугольника. — Им лет столько же, сколько и нашей школе. А вон тот, темно-серый, — и вовсе неведомого мне года рождения. Но изначально он точно белым был».

Материальная база — бич всех детских спортивных школ, тренировочный процесс которых подразумевает использование чего–то большего, нежели простые кроссовки. И парусный спорт — не исключение. «После того как Таня начала попадать в пятерку на этапах Кубка Европы, нам купили две яхты. Одну — Тане, одну — нашему «второму номеру» Екатерине Левчук, — Сергей Николаевич любовно поглаживает борт чемпионского судна. — Мы благодарны, но этого мало, для того чтобы на что–то надеяться. Яхта яхтой, но если на сборы выезжает одна Дроздовская, да и та — через раз, а молодежь вынуждена плескаться в Минском море, толку не будет».

Корыто. Так на жаргоне яхтсменов называется лодка класса «Надежда», с которых начинается спортивный путь юных «морских волков». Причиной столь неблагозвучного названия, по словам тренеров, стала характерная форма судна. «Знаете, что я поняла за время занятий парусным спортом? — смеется Дроздовская. — Я нигде не пропаду! Если не сложится в спорте, могу хоть в зубные техники, хоть в штукатуры идти — все умею!» Без ремонта у белорусских яхтсменов обходится редкая тренировка. Видавшие виды паруса уже не выдерживают сильного ветра, приплывшие к нам из светлого советского вчера лодки давно потеряли жесткость и ломаются даже на не самой сильной (по морским, конечно, меркам) волне. Их старательно латают смолой и шпатлевкой, «выводя» практически идеальные формы.

Спорт не для всех

«Все сами делали, — директор школы Евгений Кибирев широким жестом указывает на ютящиеся на берегу вагончики–бытовки и эллинги, сложенные из железных листов. — Сколько пришлось повоевать за это место! К Олимпиаде–80 здесь собирались пункт проката лодок делать, но потом все заглохло. Восстанавливали своими руками». Победа Дроздовской пришлась аккурат на день рождения ее школы. За 13 лет здесь выросло немало участников и призеров разного рода чемпионатов, Кубков и просто международных соревнований. «Сейчас, когда у нас чемпионка мира есть, о нас точно не забудут! — не теряют оптимизма тренеры. — Было бы кого тренировать...»

«Уходят, к сожалению, очень многие, — вздыхает Морозов. — Причем не только спортсмены: редкий тренер задерживается на своем месте дольше двух обязательных лет «распределения».

Самое сложное время для тренеров–парусников — лето. Собравшиеся было группы, разочаровавшись в парусной «романтике», редеют на глазах. Дети разъезжаются по лагерям, и из 50 юных яхтсменов своей второй спортивной осени дожидается в лучшем случае десяток. Родителей понять можно. Занятия бесплатные, но отпустить 8–летнего ребенка вечером одного за город — не каждый решится. А если он к тому же пару раз забудет переодеться и придет домой в мокрой одежде и простывший — на этом «морская карьера» обычно и заканчивается. Поэтому, как ни печально, но остаются в основном дети из неблагополучных семей, где родителям зачастую и дела нет до того, чем занимается их ребенок. «Лишь бы в подъезде не пил». Вот вам и элитный спорт...

С недавних пор до яхт–клуба (не без стараний все того же Кибирева) ходит автобус. Но его расписание, увы, упорно не желает уживаться с зависящим от погоды графиком тренировок, и большинство детей предпочитают идти до города пешком. 4 километра по лесу. «Да ладно, сейчас вообще курорт, — смеется Татьяна Дроздовская. — Да и тренеры, бывает, малышню подвозят. Мы в свое время на электричке каждый день на тренировку ездили. Сами. А потом пешком еще. И ничего! Было бы желание!»

Морская волчица

Желания у Тани всегда было в избытке. Как и работоспособности. «Вы не поверите, но я за все 14 лет, которые занимаюсь парусным спортом, ни одной тренировки не пропустила». В прошлом году едва ли не из палаты роддома (через 1,5 месяца после родов) молодая мама Татьяна Дроздовская отправилась... на тренировку, поручив маме заботу о сыне.

О том, какие маяки сегодня светят на горизонте Таниной карьеры, догадаться несложно. Там уже виден олимпийский Пекин. И цель эта реальна. Целеустремленность и воля, по мнению Сергея Морозова, уже помогли его подопечной, «дезертировавшей» из плавания в таком возрасте, который у любого тренера вызвал бы лишь ехидную усмешку, добиться ошеломляющего прогресса. И именно они помогут ей вопреки всем обстоятельствам удержаться на крутой волне. А по-другому, наверное, и невозможно...

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter