"Летучий голландец" без штата и офиса

...Раздается телефонный звонок, и голос малознакомого художника просит "сделать выставку".
...Раздается телефонный звонок, и голос малознакомого художника просит "сделать выставку". Поясню: "сделать выставку" подразумевает придумать концепцию, название, отобрать соответствующие работы, подготовить необходимые материалы (пресс-релиз, а если повезет - буклет-каталог), найти помещение, организовать рекламное обеспечение (афиша, пригласительный билет, оповещение СМИ), подготовить сценарий вернисажа, составить список гостей и т.д. Надо заметить, что денег (т.е. не менее 500 долларов - примерно столько необходимо сегодня для не самой роскошной организации выставки) у "голоса" на все это не оказывается... Однако парадокс не столько в самом звонке, сколько в положительном ответе на него! По причине того, что есть еще профессиональная страсть, необходимость своей востребованности. "А деньги - их ведь все равно нет. Но откажись - не будет и дела любимого. Хотя, конечно, лучше и дело, и деньги".

Знакомьтесь: Лариса Финкельштейн, человек-галерея, искусствовед, директор некоммерческой галереи "Брама".

- Самая короткая моя выставка длилась 28 минут, - признается человек-галерея. - Правда, на подготовку ушло трое суток. В фойе театра оперы было все: от уникальных кукол до батика и скульптур. Около 20 минут антрактного времени зрителям объясняли, что там, наверху, есть на что посмотреть. А в течение оставшихся восьми минут публика принимала результат нашей работы.

Галерея "Брама" впервые в Минске показала произведения Марка Шагала на выставке "От Марка Шагала - в Прошлое и Настоящее. XIX - XX век" (1993 г.); презентовала выставку "Под одним небом" на Первом республиканском фестивале национальных культур художников всех национальностей, живущих в Беларуси (1996 г.), а также первую в Беларуси еврейскую выставку из серии "Евреи - художники и персонажи" (1989 г.). Первый Интернет-сайт среди галерей также был открыт именно "Брамой".

Галерея "Брама" - это своего рода "летучий голландец". У нее нет штата, офиса, своего помещения для проведения выставок и счета в банке. Но зато есть концепция (то есть творческое кредо, профессиональная идея галереи), искусствоведческий опыт в теории и практике и сотни новых, еще не открытых имен.

- Потенциальных художников для своей галереи я получаю прямо "из печки", то есть во время рецензирования дипломных работ в Белорусской академии искусств на кафедре декоративно-прикладного искусства - стекольщиков, керамистов, металлистов. А в Белорусском университете культуры - гобеленщиков, художников текстиля, - признается г-жа Финкельштейн. - Концепция галереи - искусство на стыке станкового и декоративного. Долгое время декоративное искусство находилось в загоне. Считалось, например, что изделия из стекла могут быть только торжественными или только смешными, а философия не для этого хрупкого материала...

Международная выставка "Артмиф 2" в московском Манеже заставила искусствоведа впервые осознанно соединить декоративное и станковое искусство. Было понятно, что не всякая живопись будет хорошо себя чувствовать рядом с керамикой. Поэтому Финкельштейн стала искать такую живопись, которая перешла границы сюжета и предмета, вышла на понятия пространства и плоскости. На стыке двух искусств стало рождаться третье - декоративно-станковое...

Первый опыт оказался удачным. Посыпались предложения о сотрудничестве, начались показы сюжетов в телепрограммах и статьи в престижных специализированных московских изданиях.

Ларисе Финкельштейн проснуться знаменитой было приятно. Но вместе с известностью, как водится, появились и проблемы: в начале 90-х в Минске еще не было галерейной среды. Зато были попытки поддаться на стереотипные предложения амбициозных фирм, желающих украсить себя галереей: ваша голова - наши деньги. Как правило, первое легко совалось в петлю, а деньги так и не поступали...

- Я не так давно узнала о том, что моя работа называется эксподизайном и достаточно популярна за рубежом, - говорит Лариса. - Необходима и ценна она тем, что редкий художник умеет достаточно эффектно показать свои произведения на выставке. Почему? Потому что автор находится под властью своих собственных ассоциаций (как, где и почему писал ту или иную работу, с какими жизненными событиями и переживаниями это было связано и т.д.). Автор всегда экспонирует мотивы, а специалист (эксподизайнер) - результат. Это одна из версий. Есть и другие: художник необъективен к себе, и еще более необъективен к своим работам, видит вещи в другой связи. У нас в стране художников-экспозиторов можно пересчитать по пальцам одной руки. Белорусские эксподизайнеры - самоучки. Такой специальности нет ни в одном учебном заведении. Поэтому работать в этом виде искусства возможно, только если, как говорится, Бог дал...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter