Познакомились с уникальной коллекцией партизанских рукописных журналов

Летопись героических лет

В годы Великой Отечественной войны партизанское движение стало в нашей стране символом народной отваги, смекалки, мудрости, ловкости и хитрости. Все эти качества народных мстителей в полной мере нашли отражение в уникальной коллекции партизанских рукописных журналов, удостоенных статуса историко-культурных ценностей Республики Беларусь (категория № 1) международного значения.

Документы особой важности

Сегодня в музейных фондах бережно хранятся девять номеров партизанского журнала «Кутузовец» под редакцией Григория Диденко.
В коллекции Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны таких журналов 248. Это редкие издания партизанских формирований Белостокской, Брестской, Вилейской, Витебской, Гомельской, Минской и Могилевской областей. Их материалы охватывают деятельность партизан на протяжении 1941—1944 годов, то есть весь период борьбы в тылу врага.

Каждый журнал наполнен историко-культурной информацией, которая позволяет изучить социально-классовый состав партизанских формирований, их боевую деятельность и творчество. Рукописные журналы представляют собой уникальное явление в истории и культуре страны периода Великой Отечественной войны. Это поистине часть национального достояния белорусского народа.

— Хранились рукописные журналы очень бережно, вместе с документами отряда или бригады, — рассказывает ведущий научный сотрудник отдела письменных и изобразительных источников музея истории Великой Отечественной войны Наталья Филиппович. — Оказавшись в кольце вражеской блокады, партизаны закапывали журналы в землю в ящиках от патронов и снарядов. Одной из примечательнейших является история спасения коллекции партизанских рукописных журналов отряда имени М. И. Кутузова 2-й Минской партизанской бригады супругами Диденко.

История любви и войны

Григорий Васильевич Диденко родился 12 февраля 1917 года в Кургане Карагандинской области. В 1938-м парень окончил Воронежское театральное училище и был сразу призван в армию. Военную службу он проходил в Ансамбле песни и танца погранвойск НКВД БССР. Являясь артистом разговорного жанра, Григорий Диденко читал на эстраде фельетоны, монологи, частушки, которые сочинял сам и сам подбирал к ним музыку. 

22 июня 1941 года ансамбль находился на гастролях в столице Литовской ССР Вильнюсе. С началом войны город фактически оказался во вражеском тылу. Артисты решили небольшими группами перейти линию фронта. Григорий Диденко, переодевшись на одном белорусском хуторе в крестьянскую одежду, с большими трудностями добрался до Минска, где жила семья артиста: жена Зинаида и дочурка Алла, родившаяся за две недели до начала войны.

По словам Натальи Филиппович, с будущей женой Григорий познакомился еще в 1940 году в Белгосфилармонии, когда с ансамблем приехал на гастроли в Минск из Белостока, где проходила его служба. Зинаида Петровна до войны окончила музыкальное училище и два курса консерватории по классу народных инструментов. Красивая история их любви началась с писем, стихов к своей голубке и трепетного внимания друг к другу. В музее бережно хранятся предвоенные письма Григория, переданные из семейного архива младшей дочерью — Галиной Григорьевной. 

Когда Григорий оказался в оккупированном Минске, товарищи помогли ему получить временный паспорт и устроиться на работу. Со временем удалось связаться с одной из подпольных групп Минска. Через партизанских связных в феврале 1943-го супруги Диденко влились в ряды народных мстителей отряда имени М. И. Кутузова 2-й Минской бригады, которая действовала в Пуховичском, Минском, Стародорожском и Руденском районах. В составе отряда Григорию довелось участвовать во многих боевых операциях, проявить смелость и отвагу, за что он был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, боевыми медалями.

Тайник на опушке леса

Произведения Григория Диденко регулярно публиковались в рукописном журнале «Кутузовец». Сатирические частушки, басни, стихи были простыми и доходчивыми, подкупали искренностью и эмоциональностью высказывания, злободневностью и патриотическим порывом. Поэтому все произведения поэта-песенника пользовались в отряде большой популярностью, их зачастую исполнял сам автор. Кроме того, ему принадлежит инициатива создания в отряде ансамбля художественной самодеятельности, концертная программа которого поднимала боевой дух народных мстителей. Несмотря на трудности, партизаны оставались жизнерадостными и любознательными людьми, не черствели душой. Лесной лагерь был для партизан родным домом и имел огромное значение в их повседневной жизни и боевой деятельности. 

Над временем, чем бы оно ни измерялось, стоит человеческая память. Сегодня в музейных фондах бережно хранятся девять номеров партизанского журнала «Кутузовец» под редакцией Григория Диденко. Заслуга сохранения этих уникальных партизанских реликвий по праву принадлежит его семье. Незадолго до освобождения Беларуси отряды 2-й Минской бригады оказались в кольце вражеской блокады. Предстояли жестокие бои с фашистами. Супруги Зинаида Петровна и Григорий Васильевич завернули все выпущенные номера журнала в прочную мешковину и закопали их в укромном месте на опушке леса. После снятия блокады и соединения партизан с наступающими частями Красной армии журналы были вынуты из тайника и отправлены в Белорусский штаб партизанского движения. Его руководство передало все сохраненные реликвии в музей. 

— Блокада, о которой спустя годы вспоминала Зинаида Петровна Диденко, была тяжелым испытанием для членов отряда и ее семьи, — повествует Наталья Филиппович. — Фашисты окружили партизан и загнали их в болото, но дальше идти побоялись. Партизаны три дня стояли в этом болоте, многие по шею в воде. Трехлетнюю дочурку Зинаида Диденко держала на руках. Пищу заменяли ягоды клюквы, а пить приходилось грязную болотную воду. Искусанный насекомыми, голодный ребенок опух… К счастью, дочь осталась жива, но пребывание в партизанском отряде подорвало здоровье многих партизан, в том числе и Григория Диденко, ушедшего из жизни в 55 лет, в самом расцвете творческих сил.

Рукописные журналы поражают своими богатыми иллюстрациями и художественными произведениями.

После освобождения Беларуси в июле 1944 года вернулась в родной город и семья Диденко. Они продолжили работать по профессии в Белгосфилармонии и вырастили двух дочерей. Запись «артист разговорного жанра Белгосэстрады» в трудовой книжке Григория появилась 1 июля 1947 года. Четверть века он был одной из знаковых фигур белорусской эстрады. Выступая в концертах филармонических эстрадных бригад, он объехал весь Советский Союз, в составе творческих делегаций неоднократно выступал в ГДР, Венгрии, Чехословакии, а в 1963 году был удостоен почетного звания «Заслуженный артист БССР».

grudnitskiy@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter