Издан уникальный фотоальбом, рассказывающий об истории создания Минского метро
Вот уже почти 30 лет Петр Кострома кадр за кадром собирает историю отечественного метростроя. И неудивительно, что в конце концов созрела идея систематизировать архивы и показать их широкой публике.
В разгар строительства Минского метрополитена некий «доброжелатель» из правительства первопрестольной порекомендовал «стройку века» законсервировать. Мол, денег у государства на такие проекты пока нет. А в столице Белоруссии уже вовсю рыли котлованы... Что делать? Секретарь Минского горкома партии, подумав, поручил: «Отправьте фотографа запечатлеть разруху на центральном проспекте города. А затем фотографии пошлем начальникам, пусть полюбуются, подумают...»
Петру Костроме выделили машину ГАИ, «вышку», и отправили составлять печальное «портфолио». Через несколько дней фотоальбом был готов. На снимках в подробностях запечатлен каждый объект минского метростроя. Подборку фотографий незамедлительно отправили в Госплан, Министерство путей сообщения, Совмин. Вероятнее всего, после просмотра этого альбома чиновникам и объяснять ничего не надо было. Поэтому вскоре появилась директива: Минскому метро быть. Средства на продолжение строительства изыскать. Так простой фотограф Петр Кострома спас Минский метрополитен...
Хотя, узнав биографию Петра Васильевича, простой ее никак не назовешь. Родился 7 ноября 1934 года в деревне Володарск Речицкого района. Отец погиб во время войны, родную деревню сожгли немцы, мать осталась одна с четырьмя детьми. В середине 50–х работал навалоотбойщиком на угольных шахтах в Караганде. Однажды случилось несчастье: будущего фотографа завалило в шахте породой. Сломал руку, ногу, но остался жив. Провалялся в больницах около года, к работе в забое не допустили. Примерно в это время он опубликовал свои первые фотографии в газете «Индустриальная Караганда».
Узнав, что в Минске будут строить метро, в 1977 году Кострома приехал в столицу и устроился проходчиком в тоннельный отряд N 1. В свободное время продолжал заниматься фотографией, документировал для истории рождение метро. Снимки эти постепенно стали появляться в «Советской Белоруссии», «Вечернем Минске» и других газетах. Однажды вызвали к начальству. Сказали, что его работы понравились Машерову и он рекомендовал дать Костроме такую должность, чтобы оставалось время на творчество.
Так окончательно сформировалась идея вести фотолетопись строительства Минского метро, которую Петр Кострома кадр за кадром воплощает уже почти 30 лет. И неудивительно, что в конце концов созрела идея систематизировать архивы и показать их широкой публике.
А возникла эта задумка, кстати, после публикации в «СБ», посвященной юбилею фотографа. Именно тогда Петру Васильевичу в Министерстве информации предложили создать альбом.
Основная концепция проекта — связь прошлого и современности. На 520 фотографиях запечатлена история: первые котлованы, сваи, пуск первого состава и то, как метрополитен выглядит сейчас, вплоть до станций, которые еще пока не введены в эксплуатацию.
— Мы старались не только отразить в картинках историю создания столичного метро, но и показать, какой все–таки красивый наш город, — говорит Петр Васильевич. — Конечно, помимо архивных фотографий, пришлось многое в срочном порядке доснимать, ведь сейчас Минский метрополитен растет очень быстро. Мне за ним уже, наверное, и не угнаться...
Задуманное определенно получилось. А на пенсию Петру Костроме выходить пока рано. У нашей «подземки» второго такого летописца нет.
Летопись андеграунда
Издан уникальный фотоальбом, рассказывающий об истории создания Минского метро