Летопись андеграунда

Издан уникальный фотоальбом, рассказывающий об истории создания Минского метро
Издан уникальный фотоальбом, рассказывающий об истории создания Минского метро

Вот уже почти 30 лет Петр Кострома кадр за кадром собирает историю отечественного метростроя. И неудивительно, что в конце концов созрела идея систематизировать архивы и показать их широкой публике.

В разгар строительства Минского метрополитена некий «доброжелатель» из правительства первопрестольной порекомендовал «стройку века» законсервировать. Мол, денег у государства на такие проекты пока нет. А в столице Белоруссии уже вовсю рыли котлованы... Что делать? Секретарь Минского горкома партии, подумав, поручил: «Отправьте фотографа запечатлеть разруху на центральном проспекте города. А затем фотографии пошлем начальникам, пусть полюбуются, подумают...»

Петру Костроме выделили машину ГАИ, «вышку», и отправили составлять печальное «портфолио». Через несколько дней фотоальбом был готов. На снимках в подробностях запечатлен каждый объект минского метростроя. Подборку фотографий незамедлительно отправили в Госплан, Министерство путей сообщения, Совмин. Вероятнее всего, после просмотра этого альбома чиновникам и объяснять ничего не надо было. Поэтому вскоре появилась директива: Минскому метро быть. Средства на продолжение строительства изыскать. Так простой фотограф Петр Кострома спас Минский метрополитен...

Хотя, узнав биографию Петра Васильевича, простой ее никак не назовешь. Родился 7 ноября 1934 года в деревне Володарск Речицкого района. Отец погиб во время войны, родную деревню сожгли немцы, мать осталась одна с четырьмя детьми. В середине 50–х работал навалоотбойщиком на угольных шахтах в Караганде. Однажды случилось несчастье: будущего фотографа завалило в шахте породой. Сломал руку, ногу, но остался жив. Провалялся в больницах около года, к работе в забое не допустили. Примерно в это время он опубликовал свои первые фотографии в газете «Индустриальная Караганда».

Узнав, что в Минске будут строить метро, в 1977 году Кострома приехал в столицу и устроился проходчиком в тоннельный отряд N 1. В свободное время продолжал заниматься фотографией, документировал для истории рождение метро. Снимки эти постепенно стали появляться в «Советской Белоруссии», «Вечернем Минске» и других газетах. Однажды вызвали к начальству. Сказали, что его работы понравились Машерову и он рекомендовал дать Костроме такую должность, чтобы оставалось время на творчество.

Так окончательно сформировалась идея вести фотолетопись строительства Минского метро, которую Петр Кострома кадр за кадром воплощает уже почти 30 лет. И неудивительно, что в конце концов созрела идея систематизировать архивы и показать их широкой публике.

А возникла эта задумка, кстати, после публикации в «СБ», посвященной юбилею фотографа. Именно тогда Петру Васильевичу в Министерстве информации предложили создать альбом.

Основная концепция проекта — связь прошлого и современности. На 520 фотографиях запечатлена история: первые котлованы, сваи, пуск первого состава и то, как метрополитен выглядит сейчас, вплоть до станций, которые еще пока не введены в эксплуатацию.

— Мы старались не только отразить в картинках историю создания столичного метро, но и показать, какой все–таки красивый наш город, — говорит Петр Васильевич. — Конечно, помимо архивных фотографий, пришлось многое в срочном порядке доснимать, ведь сейчас Минский метрополитен растет очень быстро. Мне за ним уже, наверное, и не угнаться...

Задуманное определенно получилось. А на пенсию Петру Костроме выходить пока рано. У нашей «подземки» второго такого летописца нет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter