«Летом у нас Сахара, а осенью – болото...»

ТО, ЧТО мы называем недостатками нашего социального бытия, сродни пережиткам прошлого. Сколько ни борись с ними, ни устраняй их, а они, как любят повторять иные чиновники, «имеют место быть». Но одно дело, когда эти недостатки эпизодичны, случайны в нашей житейской суете. И совсем другое, когда их масса, целые пласты. Поводом для таких размышлений послужила недавняя командировка по жалобе жителей Равнополья, что на территории Пережирского сельсовета Пуховичского района.

Почему Центральную улицу деревни Равнополье, что в Пуховичском районе, называют горе-проспектом, а водонапорную башню – достопримечательностью.

ТО, ЧТО мы называем недостатками нашего социального бытия, сродни пережиткам прошлого. Сколько ни борись с ними, ни устраняй их, а они, как любят повторять иные чиновники, «имеют место быть». Но одно дело, когда эти недостатки эпизодичны, случайны в нашей житейской суете. И совсем другое, когда их масса, целые пласты. Поводом для таких размышлений послужила недавняя командировка по жалобе жителей Равнополья, что на территории Пережирского сельсовета Пуховичского района.

Деревня эта — не агрогородок, но и малой ее не назовешь — 121 двор как никак. При этом каждый четвертый житель — с минской пропиской. Летом народу прибавляется: к местным приезжают дети и внуки, дачники «окапываются» на своих грядках.

Довольны люди красотой мест, близостью к столице... Все бы хорошо, если бы не социальные неурядицы.

Бездорожье – дороже?

Гравийка обрывается при въезде на Центральную улицу: это сразу начинаешь ощущать буквально всем телом. Волей-неволей сбавляю скорость легковушки, и колеса ее уже не катятся, а «вышагивают» походкой лунохода. На грязно-бежевом покрытии дороги сотни, тысячи мелких выбоин-кратеров, заполненных темной жижей после ночного дождя. Как ни маневрируй, их не объехать и не обойти. Из-за брызг выкрашенные когда-то в бело-зеленый цвет ажурные заборы у домов крепких хозяев и подгнивший поваленный штакетник возле подворий нерадивых сельчан смотрятся одинаково серо. Такие же отметины на стенах и окнах строений.

— Раньше здесь был асфальт. Когда пришел в негодность, сельчане долго просили, чтобы его отремонтировали. А тут еще в 2009-м прокладывали в деревне водопровод. Асфальт, точнее, его остатки, вскрыли, трубы закопали, а дорогу так и не отремонтировали. Жаловались мы на проблему, а вместо этого работники ДРСУ-169, на чьем балансе дорога и находится, выщербленные места засыпали еще одним слоем песка. В сухую погоду из выбоин его выдувает, во время ливней вымывает. Что из этого получилось, судите сами. Ямки стали еще глубже, — наперебой поясняют пришедшие на встречу со мной четверо мужчин.

У кого-то из них в Равнополье живут родители-пенсионеры, другие здесь прописаны сами. Один из собеседников, Сергей Свирид, — бывший житель Равнополья. В деревне у него живут мама и бабушка, а самому по этому пути приходится ежедневно добираться на работу из соседней деревни.

— Дошло до того, что еду окружными путями. Несколько лишних километров в объезд наматывать приходится, зато за машину спокоен. Начальник ДРСУ меня уже лично знает, столько раз ему звонил, люди жаловались. Чтобы отмахнуться от нас, пришлют в деревню грейдер, а через некоторое время картина та же, — возмущается он.

— И продукт скиснет, пока его довезут от фермы до маслосырзавода, — иронично подмечает вдруг Анатолий Шилай, кивком головы указывая на едва ползущий желтобокий молоковоз.

— Почти каждую неделю чинить машину приходится, я ведь четыре раза в день здесь проезжаю, — жалуется, выглянув из кабины приостановившегося молоковоза, водитель Александр Бразговка. — Да и не я один. Еще одна такая же машина по этому маршруту колесит. Плохие дороги и на Вузляны, и на Залесье. Но там хоть иногда ровняют, а здесь...

Следом за молоковозом беспрерывно, словно в замедленной съемке, уже движется и другой транспорт. Натужно пыхтит трактор с прицепом, в направлении железнодорожного полустанка с трудом преодолевают окаянные метры легковушки. Зато огромные «МАЗы», доверху груженые то песком, то щебнем, несутся в сторону дач, сотрясая мощным железным грохотом не только деревню, но и всю округу.

— Наверняка для «бюджета» ремонтировать асфальт слишком накладно, — со вздохом комментирует происходящее кто-то из присутствующих. — А ведь бездорожье дороже. Проверили бы контролеры, сколько денежек в этот песок зарыто, теперь вот тонны, центнеры продукции, запчасти на этом горе-проспекте растрясаем. Так это еще Центральная улица, а что творится на других! И не просим мы себе асфальт, как в столице. Привезите сюда гравий, нам и его хватило бы.

— Боже мой, что это делается! — заглушает наш разговор крик пожилой женщины, выбежавшей из калитки дома № 124. Погрозив маленьким кулачком вслед очередному «МАЗу», она подходит к нам и, не сбавляя накала в голосе, начинает пояснять причину беспокойства. — Посмотрите только, какие трещины появились на стенах от ежедневного такого «землетрясения». А летом у нас пустыня Сахара. Ветер песок поднимает, белье после сушки перестирывать приходится. Осенью — лужи и грязь у домов. Если нужно куда, вдоль заборов перемещаемся. Когда водопровод прокладывали и вырыли через дорогу котлован для колонки, дом из-за плывунов вообще чуть не рухнул. В нем и жить теперь страшно. От каждого проезжающего мимо грузовика стены трясутся, посуда с полок падает. В какие только инстанции не стучалась — ну поставьте же при въезде на улицу Центральную хотя бы знак, ограничивающий проезд большегрузного транспорта, ведь есть и объездная дорога. Получаю ответ: «Мария Шестиловская, ваш вопрос находится на длительном контроле». Чувствует моя душа, судя по отписке, — не решится этот вопрос…

Другая беда – плохая вода

Махнув от безысходности рукой, Мария Степановна отходит было к калитке, но, вероятно, вспомнив еще о чем-то важном, возвращается обратно.

— А еще отметьте в своем блокноте: эта самая колонка так и не заработала. Водицу по-прежнему черпаем вон из того полуразрушенного колодца…

Воду провели, подтверждают и остальные, но пить невозможно. Анатолий Шилай говорит, что и в дом трубы проложил — триста тысяч рублей потратил, а водой не пользуется, слишком уж железистая, мутная. А ведь когда водопровод строился, сельчане радовались, что хоть какой-то комфорт в их жизни появится.

Новая водонапорная башня сейчас, пожалуй, главная достопримечательность Равнополья. Она, словно космический корабль, возвышается за огородами над всей деревней.

— Толку-то от этой «красавицы», — перехватив мой взгляд, говорит доярка ОАО «Зазерка» Оксана Ерофеева. — За те деньги, что на нее угрохали, лучше бы дороги и старые колодцы отремонтировали, фонари на улицах подключили.

— Принесешь в дом — поначалу вроде чистая, — дополняет ее соседка с маленьким ребенком на руках Лиана Богдан, демонстрируя «заржавленные» внутри ведра. — Постоит час — начинает мутнеть, появляется неприятный запах. Приходится в такой вот водице и ребеночка купать, и еду на ней готовить.

Все вместе начинают предполагать — то ли качество труб плохое, то ли системы обезжелезивания недостает?

— Приезжали из района, сказали: «Вода у вас в порядке!» — возмущаются женщины. — Обидно то, что это — единственный наш питьевой источник. Зимой в сильные морозы подключаем к колонке шланг, чтобы вода лилась беспрерывно. Иначе замерзнет, тогда вообще без нее останемся.

Улица Колхозная – бесхозная

Удивительные контрасты в Равнополье можно встретить едва ли не на каждом шагу. Есть здесь, например, и сельский магазин. Но в день приезда корреспондента «БН» в нем не оказалось даже хлеба, не говоря о других продуктах (не считая, разумеется, спиртного). Заметив, что щелкаю фотоаппаратом, продавец Татьяна Наркевич равнодушно произносит: «Фотографируйте, что хотите, все равно с первого числа увольняюсь, ухожу на пенсию. Замену руководство райпо мне не нашло, вероятно, и торговая точка закроется».

Вышла на крыльцо — перед глазами пустырь соток на 25—30, сплошь заросший полынью. Вымахавший чуть ли не в рост человека сорняк плотной сухой стеной примыкает к соседним усадьбам. Стоит кому-то бросить окурок… Страшно даже подумать, что может произойти после этого.

На улице Школьной пустыми проемами окон отрешенно смотрит на мир полуразрушенное здание бывшей начальной школы. Не пройти из-за луж по улице Колхозной. Большие колдобины кое-где засыпаны мусором и битым кирпичом — так пытаются решить «дорожную» проблему сами люди. Под номером 13 на этой улице двухэтажный кирпичный дом, построенный еще в середине прошлого столетия. В 16-ти его квартирах, где живут и работники ОАО «Зазерка», никогда не было удобств — ни воды, ни отопления, ни канализации. За всю историю дома в нем ни разу не было ремонта. Устали жильцы ветхого строения и от присутствия проблемных соседей, в квартирах которых и печки разрушены, и окна, несмотря на холода, без стекол, затянуты рваным целлофаном. Рядом — двухэтажный, совсем уж аварийный деревянный барак, в котором тоже все еще обитают жильцы.

Что делать и кто виноват?

Тем не менее утверждать, что так уж в Равнополье все печально, не стану. Немало на улицах деревни и ухоженных усадеб, красивых домов, коттеджей, в которых живут трудолюбивые сельчане. Винить кого бы то ни было в недостатках, которые накапливались годами, тоже не хочется — на смену одним руководителям сельхозпредприятия и сельисполкома приходили другие, и каждый, судя по всему, вносил свою лепту: кто в расцвет села, кто в его разрушение. Теперь поди разберись во всем этом. Но поддерживать порядок на тех же дорогах, в ведомственных домах, обеспечивать доступ людей к социальным стандартам все же необходимо.

Тем более что у каждой равнопольской «проблемы» есть конкретный хозяин. Дорога числится на балансе Пуховичского ДРСУ-169. Директор этой организации Геннадий Новальский только разводит руками: будут деньги — будет асфальт. А таких деревень, как Равнополье, где дороги требуют ремонта, по его словам, «штук двадцать».

Злосчастный же водопровод в конце февраля этого года был передан ИСКУП «УКС-Пуховичи» в ведение филиала «Дружный» УП «Жилтеплосервис» КХ Пуховичского района. Как сказал директор управления капитального строительства Владимир Курлович, есть две предполагаемые причины такого качества воды в деревне Равнополье. Одна из них — плохое качество природной воды. В таком случае здесь не обойтись без установки станции обезжелезивания. Вторая — недостаточный водозабор местными жителями: вода в трубах застаивается, оттого и ржавый цвет и запах. И хотя в Пуховичском районном центре гигиены и эпидемиологии заверяют, что по микробиологическим показателям вода в норме, вряд ли можно заставить жалобщиков использовать ее в больших количествах. Правда, по словам заведующего отделом гигиены Юрия Вардамского, в воде равнопольского водопровода железо действительно превышает норму, и даже «существует решение о принятии отклонений от нормативов до установки на данном объекте станции обезжелезивания». Рекомендации санврачей для местных жителей более чем просты: «Воду необходимо отстаивать, после чего использовать только верхнюю ее часть, для питания детей закупать бутилированную или же устанавливать бытовые фильтры». Но, как известно, воду ненадлежащего качества сельчане не хотят проводить в свои дома, ведь придется раскошелиться еще и на установку специальных фильтров.

Директор филиала «Дружный» УП «Жилтеплосервис» Леонид Нечуйвитер заверил, что данный объект еще ранее был внесен в программу «Чистая вода». Но сегодня «финансирование ведется в недостаточном объеме, и когда проблема в Равнополье будет решена окончательно, сказать трудно».

После всего увиденного и услышанного сложилось впечатление, что в районе больше внимания, по вполне понятным причинам, уделяется теперь агрогородкам, их обслуживанию и благоустройству. И на втором плане оказались заботы и проблемы жителей деревень-спутников. Сельчане таких населенных пунктов тоже опустили руки. А ведь и сами могли бы решать многие бытовые вопросы. Неужели трудно скосить, собравшись двум-трем соседям, подступивший к их дому пожароопасный бурьян, отремонтировать прогнивший сруб колодца, восстановить развалившуюся печную трубу, починить дверь в подъезде, вставить, наконец, оконное стекло или выровнять хотя бы пару выбоин на проулке у собственной калитки?..

Анна КОРЕНЕВСКАЯ, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter