Календарь и традиции

Лето на седьмом небе

Календарь и традиции

5 июня - день памяти святой преподобной Евфросинии Полоцкой.


6 июня - отдание Вознесения.


7 июня - у православных Троицкая родительская суббота.


8 июня - у православных - день Святой Троицы. У католиков - Сошествие Святого Духа.

 


Удивительная, дружная, яркая, "пролонгированная" получилась нынче весна. И вот она уступила место лету. И через семь недель после православной Пасхи пришел красивый праздник - Святая Троица. В Беларуси его еще называют - Семуха. Название связано с периодом в семь недель - именно за такое время цветы, травы, деревья вступают в высшую фазу своего развития. Вообще, число семь - одно из самых значительных по информативности в традиционной культуре белорусов. Эта цифра концентрирует в себе особые шифры зарождения мира, часто встречается в обрядности не только нашего, но и многих других славянских народов. По библейским мотивам, именно за семь дней Бог сотворил мир. Мы говорим про "семь небес", и то самое пресловутое "седьмое небо" считается обителью настоящего счастья и блаженства. Семь цветов у радуги. Практически на протяжении всего года с территории Беларуси в небе просматривается так называемый "Вялiкi воз" - созвездие Большой Медведицы, включающее семь звезд. Семь недель отсчитывается от Масленицы до Пасхи. Сама по себе неделя, "тыдзень", состоит из семи дней. При выпекании свадебного каравая, чтобы подчеркнуть его особое значение, в "каравайных песнях" упоминаются как составляющие теста молоко семи коров, вода из семи криниц, соль семи хозяек, яйца семи кур... Число семь встречается в народных пословицах и поговорках и именно в нашей народной традиции считается счастливым.


8 июня - православный праздник Троицы (Семуха, Семец, Семка, "Зелянец", "Зяленыя святкi"). Троица - словно соединительное звено между весной и летом, так и говорили: "На Зелянец - вясне канец". Троица - праздник не в "числах", зависит от даты Пасхи, потому может быть ранней или поздней, но всегда связывается с природными изменениями и в первую очередь - с появлением и ростом листвы на деревьях, считавшихся культовыми. И если березка практически распускается одной из первых, то могучий красавец дуб не зря зовется "ленивым" - в листву он убирается позже остальных. Традиция украшать не только жилье, но и все хозяйственные постройки "зелянiнай" существует у всех восточных славян. Кто-то отдает предпочтение березе, кто-то - липе, кто-то - клену. Сочные и упругие молодые травы выбирались для венков и своеобразных гирлянд. На белорусских территориях "троицкий цикл" в своей основе имел женское начало, и главная роль в обрядах отводилась девушкам "шлюбнага ўзросту" и молодым женщинам-"замужнiцам". Само по себе начало лета словно символизирует определенную возрастную стадию в жизни женщины - созревание. На Троицу замужние женщины собирались небольшими группами, прихватывали с собой сладкую настойку (ее у нас умели делать мастерски), белый клинковый сыр и прямо у выбранных заранее деревьев "пяклi яешню", считавшуюся одной из главных обрядовых "страў" и символизировавшую плодовитость и плодородие. Обряды "кумления", когда девушки обменивались между собой перстеньками, лентами, разными другими безделушками, символизировал союз и дружеские отношения, "добразычлiвасць". Так в общине создавались добрые, практически родственные отношения между людьми.

 

Советская Белоруссия №100 (24483). Пятница, 30 мая 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter