С каким багажом подходят к Олимпиаде в Рио–де–Жанейро наши спортсмены?

Лето год кормит

Еще совсем недавно казавшаяся далекой и нереальной Олимпиада в Рио–де–Жанейро надвигается на нас с роковой неминуемостью. Не успеешь оглянуться, как будет зажжен олимпийский огонь и названы первые чемпионы. С каким багажом подходят к Играм наши спортсмены? Об этом решили порассуждать обозреватель нашей газеты Сергей Канашиц и его коллега из «Спортивной панорамы» Руслан Васильев.

20-спорт-олимпиада-двойки03-110812.jpg

Фото Артура Прупаса.

Сергей Канашиц: Готов пофантазировать? Представь: за окном сентябрь 2016–го. Мы с тобой, покрытые шоколадным южноамериканским загаром, попиваем дома ароматный кофе, привезенный непосредственно с бразильских плантаций. Да–да, отработав Олимпиаду в Рио–де–Жанейро, вернулись домой, а потому имеем право, как говорили русские классики, немножко покейфовать. Время стремительно, а потому такая зарисовка совсем скоро станет действительностью — до Олимпиады уже меньше года! С каким багажом наши спортсмены подходят к Играм? И будут ли они иметь право после соревнований покейфовать? Прошедшие весна и лето — ударный отборочный цикл к скорым олимпийским стартам. Кто–то его завалил, кто–то, наоборот, заставил проникнуться оптимизмом радужных надежд. Начать предлагаю с королевы спорта — легкой атлетики, тем более что ты был на чемпионате мира в Пекине и видел все собственными глазами. Знаю, ты не мастер банальностей, а потому бью тебя конкретикой вопроса: скажи, две–три медали, которые анонсировал для Рио председатель нашей федерации Вадим Девятовский, это прожект или реальность? Я уважаю безмерно спортивные подвиги Марины Арзамасовой и Алины Талай, желаю им всевозможных побед, но в процентном отношении их олимпийские перспективы в моем прагматичном разуме не превышают четверти от ста. Да и то, если удача будет бежать рядом. Есть еще расчет на Андрея Кравченко, но не много ли он упустил из–за постоянных травм и операций? Не знаю, как тебе, а мне за легкую атлетику по–настоящему тревожно. Ведь, по сути, кроме этого трио, на медали Олимпиады больше никто рассчитывать не в состоянии.

Васильев.jpg
Руслан Васильев: Моя нетривиальность в преломлении на бразильские перспективы отечественной легкой атлетики заключается в том, что я... оптимист! Да–да, с подсчетом медальных шансов у меня дела обстоят даже чуть лучше, чем у Вадима Девятовского, и я могу назвать следующие цифры после тройки. Причем достаточно легко, безо всякого напряжения и буйного фантазирования. Не знаю, по какой причине ты списал со счетов Ивана Тихона. На мой взгляд, наш ветеран так обжегся в Пекине, что в Рио его будет трудно остановить. Более того, подспудно я уверен, что Тихон в секторе для метания молота окажется не единственным белорусским шансом на покорение пьедестала почета. Пророчу борьбу за светлое завтра Юрию Шаюнову. Идем дальше. Ты со мной?

С.К.: Насчет Тихона — пожалуй. В остальном — не убедил!

Р.В.: Тем не менее — продолжу. Отнюдь не сказала своего последнего слова в спорте Наталья Михневич, которая посвятила сезон–2015 очередной закладке «базового фундамента». Если у нее в этом процессе не было сбоев и зимой она не оплошает, то толкать ядро за 20 метров будет. А тут ведь еще и Надежда Остапчук может подтянуться. Или прыжки в длину. Анастасия Мирончик–Иванова, Ольга Сударева и даже Константин Боричевский способны, во–первых, прыгнуть далеко, а во–вторых, хоть раз в карьере сделать это в тот день, когда более всего требуется «лететь, лететь, лететь». Так почему априори им отказывать в шансе войти в фавор у фортуны?! К слову, на такую оптимистическую волну настроил именно чемпионат мира по легкой атлетике. Если перед Пекином у меня были лишь ощущения некоего подъема белорусской сборной, не подкрепленные конкретными фамилиями и персоналиями из категории «обречены на медаль», то после стартов на «Птичьем гнезде» они появились! Поверь, если Марина Арзамасова опять так мастерски под началом Натальи Духновой подведется к главным соревнованиям 2016 года, то в беге на 800 метров медальная мечта белорусских болельщиков станет реальностью. С Алиной Талай все сложнее, пока она не пробежала, как пообещала в Пекине, 100 метров с барьерами за 12,4. Но если пробежит, то и ее ждет награда Рио. Да и теперь ведь она не осталась у разбитого корыта. Бронза чемпионата мира — это лихо. Другое дело, что пока Талай ассистировала удача: несколько фавориток спалили свои нервы, а заодно и шансы. Но никакой халявы в успехе нашей бегуньи нет: просто есть первый ряд фаворитов, а есть второй, из которого Талай и выстрелила. Таким образом, в легкой атлетике можно тренироваться в арифметике, чего у меня никак не получается, например, в отношении мастеров академической гребли.

20-2015-08-29T112826Z_841807733_SR1EB8T0VVBVI_RTRMADP_3_ATHLETICS-WORLD.jpg
С.К.: А тут уже я окажусь оптимистом. Правда, чуть более в далекой перспективе, нежели надвигающиеся Игры. Все мы не молодеем, вот и Екатерина Карстен, кажется, постепенно вырабатывает свой медальный ресурс. Она уже не гребет в одиночке, а в двойке с Юлией Бичек пока получается не так, как всем нам хотелось бы. По большому счету, кроме Карстен, в нашей академической гребле уже давно никого нет. До недавнего времени был только тренерский раздрай — делили и не могли поделить учеников, а вместе с ними так и не завоеванные медали. С приходом к штурвалу федерации бизнесмена Александра Мошенского ситуация стала потихоньку меняться. Главным тренером назначили российского специалиста Юрия Родионова. Правда, в одном из своих заявлений год назад он говорил, что в Рио «академики» будут бороться за золото. Кажется, поторопился — высшими наградами пока не пахнет. Зато есть четыре лицензии — согласись, не так уж и мало. Не сомневаюсь, что будет еще одна и возьмет ее наша одиночница Татьяна Кухта. Кстати, ее провал на чемпионате мира стал лично для меня сюрпризом — по всем прогнозам именно ей отводилась роль нового лидера команды с медальными олимпийскими перспективами. Но время на то, чтобы подправить направление подготовки, еще есть.

Р.В.: В нашем околоспортивном пространстве сложилась какая–то трагикомическая ситуация: стоит затронуть тему возраста Карстен, которую надо звать Екатерина Великая, и только так, как сразу сыплются обвинения: дескать, неужели ей надо уходить из гребли?! Так подменяются понятия. Пускай гребет, пока гребется! Но очень плохо, что она по–прежнему лидер и главная надежда. Никто из молодых ее не подпирает, и мне даже не хочется смеяться, реагируя на твою реплику о «медальных олимпийских перспективах» Кухты. Напротив, для реанимации надежды покорить бразильский пьедестал почета необходимо возвращать Екатерину Великую в одиночку. Вначале она отберется на Игры, а потом мы будем молиться о ее успехе в Рио, хотя, конечно, сослагательное наклонение — это культивирование остаточного образа.

С.К.: Посмотрим, какие результаты даст проведенная централизация в гребле — сейчас все лучшие силы собрали на тренировочной базе в Заславле, сделав ее эпицентром или, коли угодно, Меккой белорусской гребли. Хотя, если говорить о Мекке, то для гребцов на байдарках и каноэ — это скорее Мозырь. Вот уж где действительно этот спорт популярен и где налицо годы продуктивной деятельности Владимира Шантаровича. В отличие от «академиков» байдарочники и каноисты свое реноме одних из главных добытчиков олимпийского драгметалла на чемпионате мира поддержали. Тут и старая гвардия еще в строю — и Махнев, и Петрушенко, и братья Богдановичи хоть и не блеснули в Милане чемпионскими секундами, к Рио, уверен, подойдут в полной боевой готовности. Марина Литвинчук за три года после Лондона вышла на высочайший уровень, плюс — новые имена. Кто ждал, к примеру, от Артема Козыря золота на олимпийской спринтерской дистанции в каноэ?

Р.В.: То, что в Милане Шантарович непременно зайдет с Козыря, — не предполагал. Хотя был уверен в другом: неожиданный джокер в его колоде спортсменов обязательно найдется. Иначе Шантарович не работает, за что ему честь и хвала! Он стабилен. Впрочем, не только он, однако здесь от восхищения перехожу к сарказму, ибо завожу разговор о спортивной гимнастике, в которой наши победные традиции уже покрыты толстым слоем исторической пыли. Здесь двух мнений быть не может: мечты о медали в Рио в этом медалеемком виде спорта — не просто маниловщина, а маниловщина в квадрате. Причем во многом из–за того, что внутри спортивной гимнастики еще есть люди, жаждущие жить прошлыми «кольцами славы», хотя никакой славы уже нет, а кольца — не кольца, а удавка. Однако! Мне импонируют те перемены, которые проводятся сегодня в жизнь. И идея пригласить выступать под белорусским флагом американок, не проходящих в сборную США, не кажется мне дикой и нереализуемой. Если хоккеист Ник Бэйлен принимает наше гражданство, то почему не попробовать этот путь с остановками у бревна, брусьев и прочих вольных прыжков?! Мною инициатива Нелли Ким очень даже поддерживается!

С.К.: А мною — нет! Категорически! Объясни мне — зачем? Пример хоккея здесь не совсем корректен — это игра, зрелище. На Бэйлена в каждом матче 15 тысяч зрителей ходит смотреть. Хоккей — это своеобразный культ. К тому же — вид спорта командный, где легионерская прослойка не так заметна. А кто будет смотреть на американских гимнасток в форме белоруской сборной? Потратить деньги на их приглашение, какое–никакое, а содержание, а после еще и олимпийские призовые выплатить? Нет уж, увольте — пустите эти деньги сразу на детский спорт! Пусть не чемпионов воспитайте, так просто ловких и здоровых малышей, сделайте вклад в генофонд, а не в профанацию. Если кто–то заговорит о приглашении в сборную по художественной гимнастике россиянок, которых тоже — целые полчища, его сочтут за провокатора, а тут — нате, пожалуйста!

Р.В.: В художественной гимнастике — у нас школа. Увы, в спортивной — руины. И сейчас бросить средства в детский спорт и только в детский спорт — риск невероятный. Эффект «прорвы» тебе известен? Отдачи может просто не быть. А у тех же детишек и, что немаловажно, их родителей перед глазами должен быть пример, зачем отдавать чад в спортивную гимнастику. И если это будет американская девчонка, что будет иметь и позитивный политический контекст, то почему нет?! Но перейдем на высокохудожественные рельсы, благо в немецком Штутгарте только–только завершился чемпионат мира, и его результаты вызвали противоречивые чувства. С лицензиями — полный порядок, но иной итог был просто немыслим. Со стороны личных выступлений вроде бы все тоже хорошо. Очень важно, что менее чем за год до стартов в Рио Мелитина Станюта взяла бронзу в многоборье — олимпийском виде. За эту медаль на Играх будет не спор, а война, в которой белоруске будут оппонировать соперницы из Украины, Южной Кореи, Грузии и Азербайджана. На ковре ожидается такая жара, что, возможно, и россиянки, которым априори отдаются два первых места, сгорят синим пламенем. И тогда... Но оставим мечты: у «тростинок» все как нигде жестко. Причем, к сожалению, в групповом упражнении подопечные Татьяны Ненашевой провалились. Вовсе ни одной медали, при условии повторения неудачи Баку в упражнении с лентами. В то же время во втором виде — булавы и обручи — белорусский квинтет тоже нехорошо удивил. Музыкальным сопровождением. Если, например, японки использовали попурри хитов «Битлз», а россиянки — цыганские напевы из фильма «Табор уходит в небо», то у нас было горловое пение северных народов. Какие–то завывания и прочие шумы! Зачем? Правда, и у болгарок оказалась схожая музыка, но она все–таки меньше раздражала судей, отдавших им бронзу в последний день чемпионата. В олимпийском сезоне попадать впросак категорически нельзя, какие бы идеи ни овладевали Ненашевой.

С.К.: Да, от работы тренеров, их идей и, говоря по–простому, «чуйки», многое зависит. В борьбе — в том числе. Признаться, завершившийся в Лас–Вегасе чемпионат мира по борьбе как порадовал, так и оставил много вопросов. Ни одной медали у вольников — главный из них. Как–то уж очень быстро сдулся Али Шабанов, уступив уже во второй схватке, — борец талантливый, сильный и техничный. Вновь из–за травмы сошел с дистанции Алексей Шемаров — залечит ли он все свои болячки до турнира в Рио? Вроде бы состав под руководством Анатолия Белоглазова собран достойный, но отдача пока явно не та, на которую рассчитывали.

Р.В.: Итоги чемпионата в Лас–Вегасе восторга не вызвали, тут ты прав. Но и какого–то ужаса — тоже. Белорусы выступили не очень хорошо, но и не катастрофически плохо. Лицензий пока немного, но есть уверенность, что на квалификационных турнирах добор состоится, и все, кто должен по статусу отправиться на Игры, в Рио непременно окажутся. Василиса Марзалюк уже может паковать чемоданы, и, безусловно, она наш главный герой эпопеи в городе греха. Белорусская красавица и в США пропагандировала свою «эстетическую борьбу», выиграв бронзу, что для категории свыше 75 килограммов с тамошней конкуренцией — большое достижение. Но в то же время экспансия женщин имеет и негативные нюансы. Вот чем виноват Виктор Сосуновский, выигравший серебряную медаль, но не в олимпийской категории?! Он что, не такой, как его товарищи? Или его грех в физических параметрах?! Дискриминация налицо. А все потому, что женских категорий в Рио будет не 4, как раньше, а уже 6! По одному комплекту отобрано у «классиков» и вольников. Нормально ли это для классического мужского вида спорта? Я считаю, что нет, при всем уважении к дамам.

С.К.: В целом, мне кажется, виды на Олимпиаду у нас довольно оптимистические — во всяком случае, уж точно могло быть и хуже. Кстати, впереди ждут еще чемпионаты мира по боксу, тяжелой атлетике и много интересного в квалификационных доборах следующего года. Но об этом — в другой раз.

Советская Белоруссия № 180 (24810). Суббота, 19 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter