Календарь и традиции: 1 - 7 июля 2019 года

Летняя ночка купальная

Не успели оглянуться, а на подходе уже «ліпень», июль — макушка лета. Белорусское наименование месяца происходит от названия особо любимого нами дерева — липы. В эту пору липа просто красавица: вся в нежно‑желтых рюшах‑оборках ароматных соцветий. Издавна липа считалась женским деревом: именно к ней ходили женщины пожаловаться на свою несладкую долю, с просьбами о помощи — особенно те, кому Бог не дал детей, девушки просили о скором и счастливом замужестве. Еще через дупло старой липы протягивали больных, чтобы болезнь исчезла. Традиционно «ліпавыя прысады» вели к домам как богатых и знатных магнатов, так и обедневшей шляхты. Сменялись времена, приходили новые поколения, а старые, много повидавшие липы все стояли. И все помнили. 


В традиционном народном календаре 3 июля — Мефодий, который погоду кажет. Если пойдет дождь, от него уже долго не избавиться. 

Для Беларуси 3 июля — особенная дата: день освобождения Минска от гитлеровской оккупации. 

3 июля 1944 года выдалось довольно жарким. Люди стояли у дорог, по которым шли наши части, и передавали солдатам что у кого нашлось: хлеб, молоко, яйца, нащипанные в огороде перья лука и главное — ведра с водой. Но в минских развалинах еще укрывались вражеские снайперы, выслеживая своих жертв в бессильной злобе…

Вскоре после 3 июля, в ночь с 6 на 7 июля, отмечается совершенно удивительный древний народный праздник — Купалье, Купала, Иван, Ян — воспевающий наивысший расцвет всех животворных сил земли, праздник единения небесного и земного огня, воды, растений, которые, по поверью, в это время наделяются «чароўнымі» свойствами. 

Обычно готовиться к этому действу начинали с самого утра и каждый по‑своему, в зависимости от возраста. Семейные люди, «гаспадар і гаспадыня», прежде всего думали про «бяспеку» семьи и «гаспадаркі». А потому, надев рукавицы, шли рвать охапки крапивы‑жгучки: считалось, она обладает особой силой, подобно огню, отпугивает разную нечисть, не давая ей проникнуть в дом. Стебли крапивы закладывали между бревен в жилище и в хозяйственных постройках, особенно там, где стояли конь и корова. Дети тоже собирали свои пучки крапивы, из которых складывали имитацию купальского костра. И если молодежь в купальскую ночь прыгала через настоящий огонь, то ребятишки в целях безопасности довольствовались костром крапивным, но который тоже должен был сжигать все нечистое и злое. Влюбленные пары старались перепрыгнуть через костер, взявшись за руки, чтобы никогда не разлучаться. Девушки и девочки‑подростки отправлялись в поле за цветами для венков: их тоже собирали по особым правилам. Например, с нескольких лугов у соседних деревень, чтобы и оттуда хлопцы‑женихи приходили в сваты. В приречных и приозерных поселениях парни сколачивали, связывали небольшие плотики, на которые девушки клали свои венки с зажженными свечами в середине. И вся эта красота опускалась на воду — ночью получалось зрелище совершенно потрясающее. Огонь для «купальскага вогнішча» обязательно должен быть живым, то есть полученным от трения двух кусков дерева. Затем поджигался сложенный в кучу сухой «май», и далее по промасленной веревке пламя взлетало к укрепленному на шесте кругу — символу солнца. Люди верили, что в эту удивительную ночь цветы, травы, деревья, всякое зверье могут разговаривать между собой, деревья переходят с одного места на другое, а из земных глубин на поверхность выходят клады‑«скарбы», чтобы «падыхаць і прасушыцца». И конечно, ровно в полночь самые смелые и отчаянные парни и девушки уходят в таинственную темноту на поиски заветной «папараць‑кветкі», «кветкі шчасця» — спокойно, тихо, обязательно босиком и почти «распранутымі». Кстати, в Беловежской пуще встречается папоротник, у которого споры собраны на метелочке, напоминающей «кветку», и споры эти светятся!
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter