Летние люди

Театральный сезон завершает Короткевич
Хорошая театральная традиция — завершать сезон премьерой. Летом в прохладном зрительном зале как будто становится больше воздуха — и зритель ждет чего–то легкого, понятного... Но наши театральные мужи умеют творить, не поддаваясь мимолетному игривому настроению, работают монументально, широко.

Среди ближайших проектов Национального академического театра им. Я.Купалы — спектакль шведского режиссера Александра Нордштрема «Слуга двух господ» Карло Гольдони. До этого Нордштрем поставил в Беларуси моноспектакль «Остров Сахалин» с молодым актером Романом Подоляко. Спектакль требовал душевной работы от всех — и от молодого актера, и от зрителей. Если в большом представлении на выручку может прийти партнер, то в моноспектакле актеру не на кого опереться. Зато все лавры достаются тоже ему. И конечно, режиссеру. В данном случае — Нордштрему, впитавшему холодный воздух Невы и Финского залива и так выбивающемуся из общего стиля постановок белорусских коллег...

В июне Купаловский порадует спектаклем уже на национальном материале под названием «Сны о Беларуси». Ставит его, как мы писали, Владимир Савицкий. Этот спектакль по произведениям Янки Купалы и Владимира Короткевича приурочен к 125–летию народного поэта Беларуси. Попытка проследить процесс становления поэта, рождения гения уже была в другом купаловском спектакле — мистерии «Сымон–музыка» Николая Пинигина. Удастся ли избежать искушения пойти по проторенной дороге? Многим «юбилейным» спектаклям свойственна излишняя декларативность, когда образы заслоняют суть, а пафос и патетика — художественные достоинства. В таких спектаклях актеры зачастую играют будто с ватой в ушах, не слышат партнеров. А иногда, наоборот, насмехаются над зрительской дремучестью, его детской верой в священность рампы и кулис... Будем надеяться, что всего этого авторам «Снов о Беларуси» удастся избежать.

Не обошлось без Короткевича под занавес сезона и в Национальном академическом драматическом театре им. М.Горького. Здесь готовится премьера спектакля «Легенда о бедном дьяволе» в постановке художественного руководителя театра и главного режиссера Бориса Луценко и Витаутаса Григалюнаса.

Говорят, что «Легенда о бедном Дьяволе и об адвокатах Сатаны» — самое загадочное из произведений Владимира Короткевича.

«Написанная в жанре то ли сценария, то ли романа, «Легенда...» наряду с произведением «Христос приземлился в Городне» являет, без сомнения, высшее достижение белорусской прозы, — сообщает сайт русского театра. — Сплетение легенд, живых описаний, народных песен, философских рассуждений, юмора, сочность языка, яркость характеров свойственны этому творению великого белорусского писателя...» Строгий академизм, монументальность режиссуры Луценко в паре с энергичным почерком Григалюнаса наверняка подарят нам неоднозначное действо.

Словом, есть все основания утверждать, что у произведений Владимира Короткевича наступает вторая жизнь на театральных подмостках. Возможно, этот сложный путь — «через юбилей» — откроет в прекрасных произведениях дополнительные театральные смыслы? Ведь до сих пор у этой тонкой, метафоричной, мистической литературы не было удачной театральной судьбы...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter