Со следующей недели детские оздоровительные лагеря Беларуси откроют сезон

Летние лагеря: экзамен на безопасность

1 июня детские оздоровительные лагеря Беларуси откроют сезон
Со следующей недели детские оздоровительные лагеря страны откроют сезон и примут первых ребят. Свежий воздух, активные игры, спорт и развлечения — все это будет уже завтра. А сегодня сотрудники МЧС и гигиенисты делают контрольные объезды, пытаясь свести на нет малейшую угрозу возникновения нештатной ситуации. Насколько успешно сдают свой главный тест детские оздоровительные учреждения? На какую сумму этим летом профинансируют путевки в лагеря? И как преображаются некогда закрытые «солнышки» и «сосновые боры»?


Фото БелТА

Детвора здесь больше не живет


Детских оздоровительных лагерей на Гродненщине становится все меньше. И на то есть серьезные причины: они не соответствуют санитарным нормам и попросту угрожают здоровью детей. Небольшому предприятию проще продать или передать сезонный «балласт» в чужие руки. Интересно, что  же появилось за эти годы на месте былых «теремков», «звездочек» и «сказок»?

Возьмем для примера оздоровительный лагерь имени Гагарина. Санстанция и пожарные закрыли его в 2008-м. Он принадлежал Гродненскому комбинату стройматериалов. Странно, но материалов на обновление лагеря на предприятии не нашлось. Маленькие деревянные домики для детей не выдерживали никакой критики. Решили не дожидаться несчастных случаев и повесили на ворота замок. Нынешний хозяин «Гродно Азот» планирует построить здесь спортивно-развлекательный центр с бассейном, спа, тренажерными залами… Уже готов проект. А пока здесь бурьян в пояс и мусор. 



Главный специалист Гродненского областного управления Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению Людмила Юровская давно ведет учет подобным объектам и может говорить о тенденциях:

— За десять лет закрылось 11 детских стационарных лагерей. Если в 2005-м на Гродненщине отдохнули и оздоровились более 6,5 тысячи ребятишек, то уже через пять лет цифра уменьшилась до 4 тысяч. Не стоит жалеть обо всех закрытых объектах, многие из них действительно были в ужасном состоянии. Но были и те, за которые мы боролись долгие годы, но так и не смогли отстоять. Наверное, пришла пора искать новые подходы к отдыху и оздоровлению подрастающего поколения. И многое здесь уже сделано. К действующим лагерям практически нет вопросов ни у санстанции, ни у других проверяющих служб. Практически везде есть горячая вода, отличные душевые, санблоки, удобная и функциональная мебель, установлены стиральные машины и другая техника. 

Но что же стало с закрытыми детскими здравницами и можно ли их реанимировать? Оказалось, многие из них практически стерты с лица земли, а некоторые даже ушли под воду. В Гродненском районе когда-то было два детских лагеря. Один из них — «Колосок». Он попал в зону затопления первой Гродненской ГЭС, хотя мог бы еще долгое время радовать детей. Состояние позволяло. Второй — «Муравей». Долгие годы его держал на балансе богатейший сельхозкооператив района «Прогресс-Вертелишки». Но в лагере не было пищеблока, и его закрыли. Хозяйство быстро избавилось от обузы, продав частной фирме. Позже Гродно передал району большой лагерь «Сузор`е», и необходимость в других отпала сама собой. 

Этим летом на Гродненщине откроются 23 стационарных детских лагеря. В прошлом году их было 24. Еще минус один. Речь идет о лагере «Белкард». Он находится в урочище Пышки, в самом центре города. Предприятие так и не улучшило свое экономическое положение — и лагерь передали горисполкому. Сейчас прорабатываются различные варианты его использования, в том числе для детского оздоровления.   

Недалеко от «Белкарда» когда-то был лагерь «Юные космонавты». Предприятие «Гродтекстиль» также не смогло найти деньги на его реконструкцию. В результате территорию передали Ледовому дворцу спорта. В прошлом году здесь открылась замечательная хоккейная база. Хватает места и спортсменам, и горожанам — любителям покататься на коньках в выходные дни. Со временем планируют залить открытую хоккейную площадку, построить гостиницу, кафе и медицинский центр. 

Соседний «Теремок» достался местному предпринимателю. Он организовал на территории лагеря «Джунгли-парк». Ребята и взрослые с удовольствием лазают по веревочным лестницам, преодолевают препятствия и играют в пейнтбол в заброшенных домиках. Еще один лагерь в черте города — «Лесная сказка» — закрылся в 2005-м. Но Гродненское облпотребобщество до сих пор не может найти покупателя. Миллиардов на ремонт, увы, тоже нет. 

Лагерь «Дашковцы» в Мостовском районе на 50 мест в этом году решили передать федерации гребли. Он станет летней базой для тренировок и отдыха. В Слонимском районе лагерь «Радуга» отдали Новогрудской епархии. На его месте организован религиозный центр. В Ивьевском районе закрылся «Орленок», принадлежавший заводу электроизделий. Его продали частнику. Долгое время шла борьба за «Веснянку». Это был вполне достойный лагерь, расположенный в прекрасном сосновом бору. Но в свое время гродненское предприятие «Гронитекс» вынуждено было отдать лагерь санаторию «Озерный» за долги. Там тоже можно будет отдохнуть, но уже совсем за другие деньги.

В управлении образования Гродненского облисполкома успокаивают: картина не так печальна, как может показаться на первый взгляд. Главный специалист отдела воспитательной и социальной работы Лилия Кириленко говорит о разработке различных форм отдыха для детей и школьников. Во-первых, дети смогут отдыхать не в три, а в четыре смены. Во-вторых, создано огромное количество профильных лагерей: из них 101 лагерь труда и отдыха. Конечно, вряд ли кто-то отдаст туда семилетнего ребенка. А вот подростки 15—16 лет с удовольствием найдут себе что-то по интересам. В изобилии спортивные, эстетические, военно-патриотические, научные и другие. Большой популярностью пользуются палаточные лагеря. В области давно вынашивают идею строительства крупного объекта наподобие республиканского «Зубренка». Но пока идея зависла в воздухе и дожидается достойных инвесторов. 

И, думается, им сегодня нужно создавать все условия.  Ведь никакой пришкольный или палаточный лагерь не заменит отдых в романтичном советском «Орленке». Здесь выросли поколения, за одну смену впечатлений хватало на весь год. С тех пор изменилось только одно: сбросить легенду с баланса куда проще, чем ее восстановить.

ЦИФРА

Этим летом оздоровительные лагеря по всей стране планируют посетить более 340 тысяч детей.

Татьяна КОНДРАТЬЕВА

Tanula.K@mail.ru

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Тамара БОНДАРЕНКО, заместитель директора Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения при Совете Министров: 

— На удешевление стоимости путевок государство выделило в этом году значительные средства. В итоге путевка в лагерь с круглосуточным пребыванием станет легче для родительского кошелька на 1,4 миллиона рублей, с дневным — на 580 тысяч, труда и отдыха — на 650 тысяч, в профильный лагерь с круглосуточным пребыванием — на 600 тысяч рублей. 

По-прежнему особое внимание уделяется детям-сиротам и инвалидам. Для них из местных бюджетов путевка традиционно доплачивается до полной стоимости. Практикуются специализированные смены вместе с родителями. Кроме того, ежегодно бесплатные путевки выделяются ребятам, проживающим на загрязненных территориях. Таких в этом году 3 тысячи.

Кстати, воспользоваться помощью государства каждый родитель сможет трижды: по одной дотации — в разные типы учреждений. Например, после лагеря с круглосуточным пребыванием ребенок может претендовать на отдых в дневном и в профильном лагере. И все это за одно лето.

Сегодняшние лагеря отдыха — это не те лагеря со спартанскими условиями, которые были в 1950—1960 годах. Сегодня на таких объектах обязательно должны быть горячая вода, отопление, душевые, стационарные туалеты, условия для проведения спортивных мероприятий. В последнее время большое внимание уделяется технологическому оборудованию столовых: питание должно быть качественным. Не менее важно обеспечить противопожарную и медицинскую безопасность детей.

В целом на проведение летней оздоровительной кампании-2015 выделено более 300 миллиардов рублей. Только на подготовку загородных лагерей к сезону потрачено свыше 77 миллиардов рублей.

Вера АРТЕАГА

veraart14@mail.ru

Кто придет к нам на смену


Завтра самый известный на Брестчине лагерь примет первых гостей. В конце мая здесь по традиции останавливаются участники ежегодного байкерского фестиваля. Школьники заполнят корпуса в первых числах июня. Однако под пристальным вниманием «Орленок» оказался задолго до начала оздоровительного сезона. Несколько месяцев здесь трудились мониторинговые группы. И если бы лагерь не выполнил всех предписаний, с массовым отдыхом пришлось бы повременить.

В проверке детского лагеря мелочей не бывает. Старший инспектор инспекции надзора и профилактики Жабинковского РОЧС Григорий Решенок сразу предупреждает: каждый корпус осмотрим с пристрастием. Так что мониторинг может затянуться. Действительно, начавшись в первой половине дня, он закончится только после обеда.

В мае сотрудник МЧС приезжает в «Орленок» уже второй раз. Инспектор начинает осмотр с административного корпуса. Вместе с начальником лагеря Ниной Доценко нам предстоит пройти по ранее согласованному маршруту и еще раз осмотреть сигнализацию, водоснабжение, пути эвакуации и многое другое. 

Первым делом вместе с инженером «Орленка» Валерием Гришко инспектор проверяет журналы инструктажей. Григорий Решенок объясняет, что все сотрудники лагеря обязаны пройти инструктаж по охране труда и технике безопасности, в том числе пожарной. И эту информацию нужно регистрировать не для галочки. От этого зависит, сможет ли человек в экстренной ситуации оказать помощь, спасти себя и других. Инспектор и инженер методично листают журналы: книги учета в полном порядке.

На очереди сигнализация. Прошлый мониторинг показал: не все устройства готовы сообщить о начавшемся пожаре. Сверяясь с предписаниями, инспектор проходит корпус за корпусом, помещение за помещением — осмотреть нужно каждый пожарный извещатель, каждую «тревожную» кнопку. В одном из зданий находится своеобразный пульт управления всей системой. Сигнальные лампочки показывают норму, и мы обращаем внимание на огнетушители. Стрелки манометров в зеленом поле, пятилетний срок эксплуатации не превышен — все они в «Орленке» соответствуют нормам. Появилось в лагере и новшество — самоспасатель. Это особая маска, которая позволяет находиться в задымленном помещении и помогать выбраться из него другим.

Внутреннее и наружное водоснабжение — важный момент мониторинга. Без пожарных кранов и гидрантов потушить пожар не получится. Впрочем, в шкафчиках и под люками на улице все в полном порядке. И хоть прошлый мониторинг не выявил здесь нарушений, Григорий Решенок еще раз оценивает состояние электрики и путей эвакуации. Он обращает внимание на наличие планов помещений, таблиц, указателей. И остается доволен: за короткий срок лагерь выполнил все рекомендации МЧС. 

Параллельно с инспектором в «Орленок» второй раз наведались  и гигиенисты. Специалист Жабинковского зонального центра гигиены и эпидемиологии Любовь Данилюк рассказывает, что цель у них та же: гарантировать безопасный отдых гостям лагеря. Но на нее гигиенисты смотрят под иным углом. Их интересует, заменены ли окна, сантехника и трубы, отремонтирован ли спальный корпус, вставлены ли новые входные двери, как продвигается обновление медкорпуса, везде ли подведена горячая вода, готовы ли пищеблок и столовая. В прошлый раз к «Орленку» у санэпидслужбы особых претензий не было. Нынешний обход подтверждает: лагерную смену здесь можно смело начинать. 

Специалист Брестского зонального центра гигиены и эпидемиологии Ольга Калиновская не оставляет сомнений: все 22 загородных лагеря Брестчины не один месяц проходили через аналогичные мониторинги. И хоть каждый из них выполнил рекомендации спасателей и гигиенистов, окончательное решение об открытии примут приемочные комиссии. Они будут работать за 3—4 дня до предполагаемого открытия лагерей. И хоть последнее слово, конечно, за ними, пример «Орленка» показывает: первая смена на Брестчине, скорее всего, начнется в срок. И без неожиданных сюрпризов.

Артем КИРЬЯНОВ

artem.kirjanov@gmail.com

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter