Города вынуждены бороться с голубями, спасая свои достопримечательности

Летите, голуби

Взаимоотношения человека и голубя с незапамятных времен складывались по–разному. Одни про них песни поют, другие обзывают летающими крысами. Городских голубей я никогда не подкармливала, но и тех, кто идет к ним с пакетами крупы, не осуждала. С недавних пор отношение мое перестало быть нейтральным. С самого первого дня, как по периметру дома, в котором живу, установили подсветку. На светодиодных лентах под крышей птицам удобно сидеть в любое время. А включат свет — еще и тепло. Мне от этого жарко. И кошке моей. Мы уверены, что брестские сизари — не «птицы мира». Своим поведением незваные крылатые соседи определенно ставят на первый план в моих приоритетах личное (окно), вызывая нелюбовь к такому вполне нужному городу украшению, как подсветка.


В послевоенные годы горожане голубей приваживали. Попробовавший птичьего мяса человек рассказывал мне, как к окну крепилась кормушка, туда залетал голубь, и кормушку на веревке быстро тащили через форточку в дом. Потом жить стали лучше, красивее. Модно стало возводить голубятни в городских дворах. И всем оттого было приятно. Породистые гривуны или турманы кружили над городом, возвращаясь в свой дом. Никому не мешали. Нынешняя молодежь голубями не занимается — неинтересно. Голубятен с декоративными птицами почти нет, зато прирученные дикие голуби атакуют улицы Бреста. Кучкуются на гостеприимной улице Советской, на площади, во дворах — там, где их регулярно подкармливают сердобольные горожане.

Птица эта прожорливая, и людям кажется, что она все время хочет есть. Голуби приносят потомство от трех до семи раз в год. Так вот, знайте: больше корма — больше кладок. Ветеринары привели мне еще одну интересную цифру. Каждый голубь ежегодно оставляет после себя — на асфальте, памятниках, фасадах — до 12 килограммов помета. Он, как кислота, разъедает любую поверхность. И моему оконному отливу уже не помогут ни скребок, ни дождь, ни снег... Только замена. Стекла в рамах попробую спасти, как потеплеет.

Голуби способны испортить жизнь соседством еще и потому, что захваченные пернатыми территории становятся реально опасными. Птицы могут носить на себе около 90 возбудителей разных болезней, и 7 из них представляют угрозу для нас с вами. Одна из них — орнитоз. Это — инфекционное заболевание, которое поражает легкие, центральную нервную систему, печень и селезенку. Неспроста, видимо, голубей называют летающими крысами...

Можно избавиться от сизарей? Говорят, самый простой способ — перестать кормить, и они сами разлетятся. Если бы...

Поинтересовалась у Гугла, как там у них — в Европе и Америке. Голубей, оказывается, в мегаполисах особо не жалуют. Стерилизация, отстрелы, подсыпание отравы в еду или, чтобы звучало более гуманно, эвтаназия, как в Брюсселе. Английские власти прибегают к помощи ловчих соколов и ястребов. В Мюнхене, Нью–Йорке и в Венеции действует запрет на кормление. А в Вене на улицы города отправили специальные патрули, которые штрафуют тех, кто кормит голубей. Кое–где строят голубятни, чтобы отвадить птиц из центров. А еще в Европе некоторые скульптуры, которые птицы облюбовали, покрывают остро торчащими вверх проволочками. Человек этой «оболочки» не видит, восприятие памятника не портится. А птица не сядет.

В общем, кто во что горазд — во имя спасения своих достопримечательностей. Но универсального рецепта — щадящего и эффективного — нет. А у нас и теми, что другими придуманы, не пользуются. Наши голуби радушно воркуют, их никто не трогает. Ворчат лишь дворники, уборщики помещений, жильцы домов вроде меня. Уверена, Бресту когда–нибудь придется думать над решением этой проблемы. Голубей развелось несчетное количество. Город становится краше — подсветка, фонари, памятники, а красота, как известно, требует жертв.

valentinak3@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter