Потрясающую по трагизму историю разведали поисковики «Виккру», поднимая из кличевских болот сбитый самолет

Летчик Владимир Никифоров подарил Владимиру Заблоцкому люстру. А тот ему – жизнь

Километров 55 от Могилева по бобруйской трассе, затем  поворот на Кличев, еще километров 18 пути, и парни в камуфляже, резиновых сапогах, с металлоискателями, щупами, лопатами и навигаторами углубляются в лес. Нынешняя поисковая экспедиция не из легких. Могилевским и кличевским поисковикам предстоит поднимать из болота советский бомбардировщик Ил-4, что разбился здесь осенью 1943-го. К опытным сотрудникам областного патриотического клуба «Виккру» присоединились 16 учащихся могилевского и кличевского колледжей. Для них такой марш-бросок первый, и они волнуются. Ведь одно дело — изучать историю по учебникам, и совсем другое — трогать ее руками.


Кличевская партизанская зона — одна из самых крупных на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны. Здешние леса занимают едва ли не 60 процентов площади района. Да какие леса — вперемежку с болотами, без проводника местами шагу не ступишь. И мы идем за ними, превозмогая невыносимую жару, отгоняя атакующих слепней. У нас серьезная миссия. Найти в болоте не только останки бомбардировщика, но и одного из членов экипажа, который лежит тут со времен Великой Отечественной.

Еще в годы войны сельчане из села Роги после падения самолета пытались баграми зацепить и вытащить из кабины погибшего бойца, но достали лишь его гимнастерку. В ней нашли комсомольский билет на имя 21-летнего Алексея Гончаренко.

Кто был с Гончаренко в бомбардировщике, они узнали спустя много лет после войны от выжившего члена экипажа — штурмана Владимира Никифорова из города Черкассы Киевской области. Руководитель Могилевского областного историко-патриотического клуба «Виккру» Николай Борисенко уточняет:

— Историю его спасения, которая могла бы послужить сюжетом для книги или художественного фильма, нам поведал уроженец села Роги Кличевского района Александр Заблоцкий, отец которого в годы войны приютил у себя сбитого штурмана.

Заблоцкий показал год назад поисковикам, где покоится Ил-4, и рассказал:

— В октябре 1943-го моему отцу было всего 15 лет. Он вспоминал, как в ночь на 13-е число небо над селом окрасило зарево, послышался гул, и вскоре в болото, метрах в 250 от нашего забора, спикировал, как птица-подранок, подбитый советский самолет. Утром деревенские жители узнали, что из него успели выпрыгнуть трое парашютистов. Одного враги поймали и расстреляли, второй погиб, напоровшись на дерево. А третий исчез. Фашисты его искали, прочесывали лес и болото. А нашел его мой батька. Летчик сидел на дереве, к которому прикрутил себя ремнем, чтобы не упасть, если его ранят, — немцы расстреливали окрестности.

Владимир Заблоцкий под покровом ночи привел летчика домой. Его родители, у которых было семеро детей, понимали: узнай враги, что они прячут у себя красноармейца — уничтожат всю семью. Но рискнули. И почти два месяца подросток Володя Заблоцкий по ночам бегал в амбар кормить 22-летнего тезку, который укрывался в стоге сена. А позже вывел штурмана к партизанам.

Сын Владимира Яковлевича Александр вспоминал:

— В начале 1980-х, когда я уже работал военруком в местной школе, к нам в деревню приехал оранжевый «Москвич». Из него вышел статный мужчина, вся грудь в орденах, направился к моему отцу, сидевшему на завалинке, и спросил: «Не признаешь? Я — Володька». Очень теплой была та встреча. Никто не стеснялся слез: ни батька, ни герой Никифоров, который прошел всю войну. От него мы и узнали, как звали членов экипажа бомбардировщика, упавшего в болото.

Командир экипажа Юрий Кролевец из села Полтавка Омской области, стрелок-радист Алексей Гончаренко из города Тростенец Сумской области, воздушный стрелок Павел Пересенчук из села Павловка Винницкой области. Молодые ребята, которым было немногим больше 20 лет…

Погибших Юрия и Павла, по словам главного специалиста отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Кличевского райисполкома Елены Ярошко, сельчане похоронили еще в годы войны, на могилке поставили деревянный крест. А в конце 1960-х уже райисполком торжественно перезахоронил их в братской могиле деревни Гонча. В 2011-м на памятник добавили три фамилии: Кролевец, Пересенчук и Гончаренко. Но стрелок-радист Алексей Гончаренко до сих пор лежит под темными водами в болоте.

На ту могилу, на место, покрытое болотной тиной, где упал самолет, водил Никифорова в 1980-е годы его спаситель Владимир Заблоцкий. Отважного сельчанина уже нет в живых, но сохранилась люстра, которую подарил ему после войны спасенный штурман. Сын Владимира Заблоцкого Александр рассказывал, что отец очень дорожил этим подарком: «Стоило кому-то зайти к нему в хату, сразу вел в комнату, где висела люстра: «Мне ее летчик подарил. А я ему — жизнь».


Для Кличевщины самолеты — особая тема. В 1941 году, по словам библиотекаря Веры Заблоцкой, уроженки села Гонча, одна ее землячка выхаживала у себя сбитого раненого летчика. Увы, спасти его не удалось. Москвича Николая Грицевича похоронили на сельском кладбище. В тот же год на Кличевщине упал другой сбитый фашистами советский Ил-4. Трех членов экипажа сельчане зарыли на кладбище деревни Заполье, а раненого на подводе переправили в могилевский госпиталь.

Нынешняя экспедиция уже увенчалась успехом. И хотя останки воздушного стрелка-радиста Алексея Гончаренко поднять не удалось, учащийся Кличевского государственного аграрно-технического колледжа Даниил Чистяков, который, кстати, на раскопках был впервые, достал из-под земли обломки двигателя бомбардировщика. Николай Борисенко уточняет:

— Надеемся, узнаем, куда и с какой миссией направлялся самолет. Возможно, потом установим, сколько всего Илов 17-го Рославльского гвардейского полка авиации дальнего действия в тот октябрьский день 1943-го ушло на спецзадание. Ведь по сей день неизвестно, сколько еще наших самолетов, сколько героев войны могут покоиться в этих болотах. А что они тут есть — факт. Только 27 октября 1943-го бомбить Минск — железнодорожную станцию и немецкий аэродром — из той же дивизии отправились 7 бомбардировщиков, а в часть вернулись только 2...

Пять лет назад в кличевских болотах у села Межное поисковики тоже подняли советский Ил, сбитый в 1943-м. По номеру двигателя установили имена героев, погибших при выполнении боевого задания. Их подвиг впоследствии увековечили на памятнике в Кличеве, начертав на гранитной плите: «Погибшие в небе за Родину становятся небом над ней».

kislyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter