Летайте! Вас не догонят неприятности

Крупнейшая не только в Беларуси, но и в Европе зимовка летучих мышей обжилась в старых фортах Брестской крепости. Это теперь своего рода экологический брэнд региона, наряду с беловежскими зубрами.

В Бресте создан первый в Беларуси  специализированный заказник по сохранению редких летучих мышей “Барбастелла”. Финансируется он по программе Глобального экологического фонда, обеспечиваемой Программой развития ООН по охране окружающей среды “Сохранение крупнейшей в Беларуси  зимовальной колонии рукокрылых в заказнике  “Барбастелла”.
По словам старшего преподавателя кафедры зоологии и генетики Брестского государственного университета имени А.С.Пушкина Марии Демянчик, цель проекта — долгосрочное сохранение уникальной популяции исчезающих видов диких животных.
Преподаватели и студенты университета, а также небезразличные к этому благому делу люди, работающие в совершенно иных организациях, занимаются обустройством зимовальных помещений для 16 видов летучих мышей — изготовлением кормушек, поилок, созданием конструкций для особого микроклимата, чтобы улучшить условия обитания рукокрылых на зимовке, кстати, одной из крупнейших в европейской части СНГ, обнаруженной учеными БрГУ.
Оказывается, каждый вид требует к себе особого отношения — разной влажности и температуры. И если что-то не так, то зимней спячки не получается — животные теряют в весе и могут вообще погибнуть.
Одно время целая стая рукокрылых жила у Демянчиков на балконе. Хоть и лелеяли их всячески, всем семейством насекомых на корм добывали, однако пригреет солнышко — и уже дискомфорт, просыпаются симпатичные “страшилки” и давай по кухне летать.
— Мы хотим создать резерват для зверьков, оказавшихся в критическом положении, — продолжает Мария Демянчик. — Например, идет ремонт дома, под крышей находят группу летучих мышей — куда их девать, особенно когда зима на дворе?
И объясняет: если вдруг обнаружили “бесхозную” летучую мышь холодной зимой, ее следует посадить в пол-литровую банку с влажной тряпочкой внутри и отверстиями для вентиляции, поставить в сырое прохладное помещение, а весной выпустить.
В результате специализированных поисков на юго-западе Беларуси, включая и государственный Национальный парк “Беловежская пуща”, зарегистрировано 10 мест ежегодных массовых зимовок рукокрылых, где пребывает от 30 до 3000 особей, в том числе четыре вида, включенные в Красную книгу Республики Беларусь. Среди них — наиболее уязвимый вид широкоушка европейская. До 80 процентов брестской популяции летучих мышей составляет барбастелла. 
За Брестчину можно порадоваться — ведь летучие мыши считаются универсальным индикатором состояния экологических систем и никогда не  селятся в неблагоприятных с этой точки зрения местах. Да и немалую пользу приносят человеку: один зверек ежедневно может съесть до 50 мух, за один вечерний вылет уничтожить полтысячи комаров, а за лето — примерно 60 тысяч кровососов.
Жаль только, что народ это не  совсем хорошо понимает. Некоторые горожане, облюбовавшие форт для пикников, развлекаются поджиганием зверьков факелами и забрасыванием камнями — не спасает даже стальная дверь с замком. Возможно, подогретую спиртным молодежь вдохновляют на такие “подвиги” легенды о крылатых вампирах. А вот в Китае летучая мышь — символ удачи и счастья, в Таджикистане  относятся к ней, как к божьей коровке.
В старом форте тихо, темно и сыро. Это как раз то, что необходимо зверькам для полного комфорта. Включенный фонарик будит их. Поэтому беспокоить почем зря долго не смеем...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter