Лестное признание

На днях глава представительства Евросоюза в Беларуси Майра Мора заявила, что странам ЕС интересен опыт социально-экономического развития быстро растущей Беларуси.

На днях глава представительства Евросоюза в Беларуси Майра Мора заявила, что странам ЕС интересен опыт социально-экономического развития быстро растущей Беларуси. Эти слова моментально растиражировали все информагентства, преподнеся едва ли не как сенсацию.

Комплиментов в адрес белорусских властей от евросоюзовских чиновников дождаться столь же сложно, как снега в июльский зной. Для Беларуси более привычными стали всевозможные нравоучения со стороны ЕС, требования, санкции. А тут вдруг такое лестное признание.

Прозвучало оно, конечно, не случайно, а на фоне заметно активизировавшихся контактов между официальным Минском и Евросоюзом. Пусть пока на двусторонней основе и на уровне министерств иностранных дел, но сама динамика этих встреч вселяет оптимизм на нормализацию отношений. В конце мая состоялся первый раунд белорусско-европейских консультаций по вопросам модернизации. В центре внимания – будущие формы взаимодействия между Правительством Беларуси и ЕС. Вопросы энергетической безопасности обсуждались в начале июня на заседании Совета министров иностранных дел Центральноевропейской инициативы. Заместитель министра иностранных дел Беларуси Елена Купчина и ее коллега из Австрии Ян Кикерт наметили конкретные шаги по активизации белорусско-австрийского политического диалога. Учитывая натянутость отношений между Минском и Варшавой, повышенное внимание вызвали белорусско-польские политические консультации. Ожидается очередной раунд белорусско-финляндских межмидовских консультаций.

Начало этому процессу положил саммит «Восточного партнерства» в Вильнюсе в ноябре прошлого года. Тогда стало известно о том, что Беларусь и ЕС планируют начать переговоры об упрощении визового режима. Обещание сдержали, работа идет. Говорить о ее результатах и тем более делать какие-либо прогнозы пока преждевременно. Ясно одно: эти переговоры могут стать важным шагом на пути полноценного юридического оформления взаимоотношений Беларуси и ЕС. Можно сколько угодно говорить о препятствиях, тормозящих диалог сторон, но всякое взаимодействие всегда начинается с правовой основы. Именно ее сейчас и не хватает. В 1995 году между Беларусью и ЕС был подписан договор о сотрудничестве и партнерстве, но его так и не ратифицировали. А поскольку нет юридической базы отношений, Беларусь не может претендовать на полноценное участие в рамочных программах европейского партнерства.

Поправить ситуацию вполне могла бы инициатива «Восточного партнерства», провозглашенная на саммите в Праге пять лет назад. Но проблема в том, что эта программа была излишне политизирована, уже на начальном ее этапе участники преследовали разные цели. Белорусская сторона рассчитывала на определенный прорыв в экономическом сотрудничестве – привлечение инвестиций, возврат преференций в торговле, увеличение экспорта, реализацию выгодных проектов. ЕС делал ставку на то, что ему удастся вовлечь Беларусь и других участников программы в свою экономическую и геополитическую сферу влияния. В том числе воздействовать на проблемные, по мнению европейцев, области внутренней политики (права человека, свободу СМИ и прочие ценности). В результате завышенные ожидания с обеих сторон не принесли ощутимого эффекта. Более того, столкновение двух принципов – продвижения демократии, с одной стороны, и невмешательства во внутренние дела, равноправия отношений, с другой стороны, – привели к серьезным противоречиям в белорусско-европейских отношениях. Это вылилось в непонимание и политику санкций.

Наблюдаемое сейчас снижение напряженности между Беларусью и ЕС в определенной степени, наверное, можно связать с ситуацией в Украине. Активные действия России в решении крымского вопроса, внутренний военный конфликт в Донбассе явно напугали восточноевропейские страны ЕС, которые вновь заговорили о пресловутой «русской угрозе». Некоторые особо впечатлительные фигуры принялись выстраивать прогнозы о том, кто же следующий попадет под российский молот. В такой обстановке в Брюсселе сочли за благо, отодвинув на задний план надуманные политические претензии, начать конструктивный диалог с Беларусью, дабы не оттолкнуть ее от себя навсегда.  

Геополитическая логика в этой версии присутствует. Но все же главным фактором сближения сторон видится постепенное осознание европейскими политиками того, что политика давления, ультиматумов и санкций завела белорусско-европейское взаимодействие в тупик. Из него надо как-то выбираться, причем в поисках выхода заинтересованы все. Нормализация отношений с ЕС – это естественное желание Беларуси как европейского государства жить в согласии с крупным соседом, активно используя возможности сотрудничества для модернизации и повышения конкурентоспособности экономики. А развитие стабильной, благополучной Беларуси – в интересах самого Евросоюза как в плане экономического сотрудничества, так и с точки зрения безопасности внешних границ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter