Лесополоса невезения

О ликвидации лесных полос вдоль автодорог и железнодорожных магистралей
Навести порядок на земле — хорошее дело. Особенно если у тех, кто засучил рукава, есть разумное представление, что такое порядок и что мы от него будем иметь, кроме эстетического наслаждения. Иначе можно, конечно, и дров наломать. 

В данном случае о ломке дров в буквальном смысле разговор и пойдет. Вернее, о ликвидации лесных полос вдоль автодорог и железнодорожных магистралей — снегозащитных, просто защитных или буферных, а также полезащитных и снегозадерживающих, которые попали под горячую руку чрезмерно усердных поборников порядка. Точное количество уничтоженных деревьев сегодня назвать невозможно, так как на дорогах местного значения и внутрихозяйственных транспортных путях, где проблема наиболее остра, никто не ведет статистического учета придорожных насаждений и не оценивает масштабов их истребления. 

Но с крупными магистралями ситуация более понятна. Из 7,5 тысячи километров снегозадерживающих насаждений, которые были созданы в свое время, осталось всего 2—2,5 тысячи километров! Особенно преуспели в уничтожении лесополос без должного экологического обоснования таких рубок в Гомельской, Гродненской и Витебской областях.

Что касается защитных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения, то они пострадали еще больше. По экспертным оценкам, их площадь сократилась до 1,5 тысячи гектаров — в 5 раз!

Масштаб рукотворного бедствия был таким, что потребовалось на уровне Правительства принимать решение о приостановке вырубок лесных полос, подготовке силами специальной межведомственной рабочей группы, образованной при НАН, комплексной оценки состояния проблемы и разработке предложений. В том числе методических и законодательных. А то ведь получилось, что бездумно уничтожили тысячи километров лесозащитных полос, заботливо выращенных в свое время, а спросить сегодня не с кого: все сделано по закону, на основании лесорубочных билетов, выписанных по решению райисполкомов. Правда, как выяснилось, до согласования рубки с территориальными органами Минприроды дело никогда не доходило.

Но почему поборники наведения порядка на земле взялись за эти несчастные лесополосы? Думается, в первую очередь потому, что за счет придорожных деревьев можно увеличить площадь сельхозугодий. Кроме того, как мне кажется, дело еще и в том, что подобная бурная деятельность имеет «презентационный» характер. Ведь она ведется не где-нибудь на задворках, а у самой дороги, с которой всякий проверяющий сможет лицезреть и по достоинству оценить чиновничье усердие. 

Что же касается экономической целесообразности ликвидации лесополос, то она более чем сомнительна. По данным, представленным предприятием «Белмелиоводхоз», для полноценного сельскохозяйственного использования земель, ранее занятых защитными лесными полосами, необходимо проведение масштабных работ, в том числе и по восстановлению плодородия, выравниванию площадей. Примерные затраты только на вырубку одного километра насаждений шириной 4 метра составляют минимум 100 миллионов рублей. В связи с низким плодородием таких земель срок окупаемости только расходов на удаление защитных лесных полос превысит 15 лет. А если учесть другие издержки, связанные с меньшей защищенностью полей от ветровой и водной эрозии, ухудшением микроклимата, то затея и вовсе становится убыточной.

То же самое и с защитой проезжей части от снежных заносов. На зимнее содержание автодорог затрачивается около 40% средств, выделяемых на их обслуживание, а плотные посадки, при правильном размещении, обеспечивают полное задержание снега. Таким образом, ликвидация лесозащитных полос оборачивается многомиллиардными дополнительными потерями на расчистку дорог. К слову, на это можно возразить, что есть специальные щиты для задержки снега. Да, есть. Но они менее эффективны, служат лишь 5 лет и требуют постоянных затрат на установку, ремонт и замену. 

И не будем забывать, что лесополоса защищает не только дорогу, но и все, что находится за обочиной, от влияния самой магистрали. Исследования, проведенные руководителем сектора Института экспериментальной ботаники НАН кандидатом биологических наук Александром Судником, показали, что без лесозащитной полосы техническая соль, которой обрабатывают асфальт зимой, а также оксиды углерода и азота, углеводороды, соли тяжелых металлов — всего до 200 загрязнителей, многие из которых крайне токсичны, улетают на 150 метров от дороги. Если это поле, то в конечном счете все они оказываются в выращиваемых продуктах и у нас на столе. 

Лесополоса же эту «приправу» благополучно задерживает. И не случайно проведенный ботаниками сравнительный анализ прироста деревьев, растущих на опушках у оживленной дороги и на опушках вдали от нее, показал, что первые развиваются почти на 37% хуже. Придорожные деревья чаще болеют, меньше живут, и когда однажды они не просыпаются по весне, их голые остовы становятся не лучшим украшением пейзажа. 

Конечно, проще всего создать видимость порядка, если вообще искоренить всю эту капризную растительность — больную и здоровую. Но ведь можно и нужно убрать только погибшее дерево и на его месте посадить новое. Вот тогда на земле и будет порядок. А от такого порядка будет польза.

Дмитрий ПАТЫКО

patyko@tut.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter