"Лесное" железо

На поляне в лесу свалены десятки разбитых автомобильных кузовов. Это автокладбище находится рядом с Минском - неподалеку от Ждановичского лесничества.
На поляне в лесу свалены десятки разбитых автомобильных кузовов. Это автокладбище находится рядом с Минском - неподалеку от Ждановичского лесничества.

- Наши работники едва ли не ежедневно находят в лесу брошенные автомобили, - говорит лесничий Михаил Кулик. - Причем в самых неожиданных местах. Приходится собирать их, чтобы очистить пригородный лес от хлама. Процесс этот непростой. Нужна серьезная техника, которой и так не хватает. Как известно, автометаллолом принимают на минском заводе "Вторчермет", который находится в Гатово. Но по одному кузову туда возить крайне накладно. Поэтому мы свозим брошенные автомобили к лесничеству, а потом на больших лесовозах десятками переправляем в Гатово. Только за последнее время мы свезли более 30 кузовов. Но сначала нужно получить справку, что металлолом не имеет радиоактивных и химических включений, взрывоопасных предметов. На это уходит достаточно много времени.

Почему автовладельцы бросают свои автомобили в лесу? Казалось бы, можно сдать их на металлолом и даже получить за это кое-какие деньги. Попробовал и я законным способом избавиться от своего старого авто. Условно, конечно.

Оказалось, что не все так просто. Диспетчер завода в Гатово сказала, что они работают только с организациями и деньги перечисляют по безналу. Да и вообще принимают чистый металлолом. Поэтому с автомобиля должны быть сняты все резиновые и пластмассовые изделия, стекла и так далее. То есть нужно сделать практически полную разборку машины. Посоветовала мне диспетчер обратиться в районные организации по сбору вторсырья. Я сделал около сотни звонков, убил часа три, но так и не выяснил, куда нужно обращаться в таких случаях.

Вывод напрашивался сам собой: проще отбуксировать старую "тачку" в лес, чем устраивать себе столько хлопот. Тем более что, похоже, владельцев брошенных машин никто и не ищет, чтобы наказать за экологический ущерб природе. Наиболее осторожные из них просто сбивают номера на моторах и кузовах. Но большинство не делают и этого. Смахнув пыль и грязь с нескольких кузовов, мы с лесничим обнаружили четко выбитые цифры, по которым можно было бы в наш век компьютерной техники без труда определить владельцев брошенного хлама. Но так и не удалось выяснить, выявили и наказали ли хоть одного.

С другой стороны, многие машины, оказавшиеся в лесу, сожжены. Возможно, это сделано для сокрытия каких-либо преступлений. Например, угона машины. Не секрет, что нередко машины угоняют не с целью покататься или продать, а для того, чтобы разобрать на запасные части. Это целая индустрия. Одни выслеживают нужные автомобили, другие угоняют, третьи разбирают на запчасти, четвертые продают их на рынках или по объявлениям. Кузова бросают в лесу.

...Через несколько дней, уладив формальности, лесники погрузили на лесовоз "лесное" железо и отправили его на перерабатывающий завод в Гатово. Стекол, понятно, не снимали, резину тоже. Не присутствовала при этом и специальная комиссия, которая, как мне сказали, должна была списать все сохранившиеся номера кузовов, для того чтобы провести дальнейшее расследование...


P.S. Пока материал готовился к печати, чтобы прояснить ситуацию, я связался с сотрудниками ГАИ. Оказывается, что сдать старый автомобиль, по словам старшего инспектора отдела экологического контроля ГАИ УВД Мингорисполкома Юрия Жихарева, все-таки можно. В Минске этим занимаются две организации - "ЭкологияАвто" и "Минсквторресурсы".

Есть аналогичные службы и в областных центрах. Например, в Бресте с начала этого года было сдано более 530 автомобильных кузовов, в том числе немало собранных в пригородных лесах. Практически у всех бесхозных кузовов были вырублены номера, поэтому владельцев найти не представляется возможным.

Итак, сдать старый кузов можно. Но далеко не все сдают. Возможно, потому, что нелегко найти организации, которые оказывают такие услуги. Возможно, потому, что все равно никого не наказывают. Машину бросить под деревом все равно, что пустую бутылку из-под пива. А в европейских странах, кстати, за подобные экологические преступления виновным вклеивают огромные штрафы. У нас же просто собирают утиль. Если так будет продолжаться, непрофильной работы лесникам хватит на многие годы.

Владимир САМОЙЛОВ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter