Пантовое оленеводство: способен ли необычный бизнес возродить деревню?

Лесники и маралы

Деревня Лесники, что на Лидчине, — в чем-то поистине уникальное явление. Когда-то большой населенный пункт с соответствующей инфраструктурой — от сельского клуба до местного ФАПа — сегодня насчитывает от силы несколько десятков жителей и... триста душ алтайских маралов. Прибывшие издалека парнокопытные переселенцы — непосредственные участники не имеющего аналогов у нас в стране проекта под брендовым названием “Сибирское подворье”. Развивать бизнес на оленьих пантах задумали минчане Игорь Андрюшко и Сергей Рындин.

Игорь Андрюшко с оптимизмом рассуждает о будущем “Сибирского подворья”

Решение заняться таким экзотическим направлением именно в Лесниках пришло не случайно: здесь жили мои бабушка и дедушка, здесь прошло все мое детство, — рассказывает Игорь Андрюшко, пока мы на его машине направляемся в сторону огромных огороженных пастбищ. — Всегда хотелось сюда вернуться, сделать что-то полезное для своей малой родины. А тут и лидские власти пошли навстречу: отдали в безвозмездное пользование 288 гектаров земли, еще на 52 гектарах мы выращиваем корм для животных. Готовились к заводу оленей тщательно: приобрели в лизинг всю необходимую сельхозтехнику, обработали и ввели в новый оборот земли, на которых заложили пастбища и сенокосы. В декабре 2016 года заключили контракт с Барнаульским институтом пантового мараловодства: они приняли на себя обязательство по содействию нашей организации в налаживании полного цикла технологического процесса — от кормления животных до переработки пантовой продукции в лекарственные препараты.

Пока хозяйство насчитывает всего пять работников: управляющего, двух механизаторов и двух разнорабочих. Но в малочисленности и взаимозаменяемости есть свой несомненный плюс: средняя зарплата здесь порядка 600 рублей. Для деревни это весьма неплохой показатель.

Наше появление на своей территории, хотя и по другую сторону забора — специального металлотканого плетения высотой 2,5 метра — маралы воспринимают настороженно. Но любопытство все же берет верх: вдруг двуногие принесли что-то вкусненькое? Самые смелые из самцов, увешанные ветвистыми рогами, решают осуществить разведку и придвигаются поближе. Но неосторожный жест в попытке протянуть руку и погладить через решетку хоть один бочок заканчивается тем, что все стадо стремительно упрыгивает назад.

Игорь Андрюшко признается: многие, в том числе и близкие люди, отнеслись к идее предпринимателей с недоверием: ну какие, дескать, маралы в белорусских широтах? Авантюра, не более.

— А я на это отвечаю: почему мы всегда боимся пробовать что-то новое? В России, Казахстане, Китае, Новой Зеландии и Америке этот бизнес давно поставлен на поток. Панты марала — основа для лекарства пантокрина, а кровь — для пантогематогена. Последний — это БАД, средство для коррекции метаболических процессов, биологический стимулятор, стимулятор кроветворения.

Андрей Кудин уверен: пантовая продукция еще заявит о себе

Управляющий хозяйством Андрей Кудин проводит небольшой экскурс в историю: пантокрин был разработан советскими учеными еще в 1939 году, является одним из самых клинически апробированных лекарств и внесен в Государственный реестр лекарственных средств. До распада СССР его выпускали 15 отечественных фармацевтических компаний, а сегодня — ни одна. Все дело в том, что для производства пантокрина подходят только панты алтайского марала фармакопейного качества, многие производители фармацевтической продукции сегодня просто не могут позволить себе закупать столь дорогостоящее сырье и проводить сложную процедуру стандартизации.

Фото Виктории Русилевич

В последние 10—15 лет интерес населения к восточной медицине, основной составляющей которой являются продукты растительного и животного происхождения, вырос не на шутку. Сегодня пантовая продукция представлена в виде сиропов, бальзамов, вытяжек, мазей, таблеток и многих других вариаций. При мараловодческих фермах в России и других странах нередко создаются комплексы для принятия целебных пантовых ванн, которые посещают десятки тысяч пациентов.

— В год один марал может дать около 9 килограммов пантов и около полутора литров крови из рогов. Рога оленей — мягкие и с кровеносными сосудами, они обладают способностью к утрате и быстрой регенерации. К тому же и растут очень быстро — по 2 мм в сутки, — объясняет Андрей Кудин.

Не так давно несколько молодых работников “Сибирского подворья” были откомандированы на две недели на Алтай — обучаться мастерству добычи пантов. По приезде в Лесниках провели первые срезы — спиленные рога выварили в специальной ванне и сейчас высушивают. На процедуре не для слабонервных позволили присутствовать и журналисту. К счастью, олени перенесли экзекуцию на отлично: если и натерпелись страху, когда их по одному загоняли в специальное помещение, то сразу после, выпущенные на волю с обработанными антисептиком ранками, вели себя как ни в чем не бывало — первым делом отправились к наполненной доверху кормушке, а после обеда — вздремнули в теньке.

Фото Виктории Русилевич

Поставлять панты Игорь Андрюшко и Сергей Рындин собираются в Южную Корею и в Китай. Но не исключают и варианта сотрудничества с фармацевтическими компаниями внутри страны. Да и вообще планы у предпринимателей серьезные: увеличение поголовья оленей до двух тысяч, расширение производства, создание оздоровительного центра (естественным продолжением этого направления станет туристический вектор).

— Надеемся, встряхнем деревню, ведь появятся новые рабочие места, неплохая зарплата, — Игорь Андрюшко настроен оптимистично. — Да, у пантового оленеводства длительный период окупаемости, зато весьма неплохие перспективы.

В ТЕМУ

Более 2000 лет в восточной народной медицине применяют панты молодых оленей (velvet antlers — “бархатные рога”). Врачи древнего Китая считали, что наполненная кровью костная губка с большим количеством кровеносных сосудов и интенсивным кровоснабжением увеличивает жизненную силу человека, укрепляет волю, отдаляет старость, растворяет камни в мочевом пузыре, излечивает гнойные нарывы в костях, умеряет вспыльчивость, укрепляет мужскую силу.

konopelko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter