Леса, смотрящие на три страны. С уникальной белорусской природой туристы могут ознакомиться, даже не удаляясь от границы в глубь страны

В конце года лесохозяйственные учреждения Брестской области отпразднуют семидесятилетие со дня основания. Среди них, пожалуй, самый необычный и своеобразный — Брестский лесхоз. Его история берет начало с 1939 года, когда Западная Белоруссия вошла в состав Советской. Чем же примечателен Брестский лесхоз? Об особенностях этого хозяйства рассказал директор учреждения Василий СТЕЛЬМАХ.

Брестский лесхоз, раскинувшийся на территории трех административных районов — Каменецкого, Брестского и Малоритского, уникален уже тем, что он находится на границе трех государств: Беларуси, Польши и Украины. Неудивительно, что именно ему чаще всего выпадают хлопоты по приему делегаций лесоводов сопредельных государств. В этом есть определенные плюсы: все самые передовые технологии, вводимые у соседей, изучаются и при необходимости вводятся и в Брестском лесхозе.
Несмотря на свою сравнительно небольшую площадь — 76 тысяч гектаров — лесхоз удивителен по форме. Его протяженность с севера на юг превышает 120 километров, а с запада на восток — в два раза меньше. Такая разбросанность сказывается и на лесах: если северная часть хозяйства, находящаяся в Каменецком районе, представлена малыми лесами и перелесками, то южная окраина сплошь покрыта единым лесным массивом. По словам Василия Стельмаха, эти леса тянутся на 40 и более километров, не прерываясь. Так что человек, заблудившийся в них, может запросто забрести на территорию Украины.
Впрочем, подобная перспектива не останавливает туристов, которых как магнитом тянет под сень брестских лесов. Разнотиповые насаждения лесхоза поражают своей, на первый взгляд, хаотичностью и непредвиденной сменой породного состава. Кроме того, помимо интересных природных объектов на территории лесхоза есть много исторических памятников, любопытных для туристов.

“Пешие” впечатления

Один из разработанных специалистами лесхоза “зеленых” маршрутов — 12-километровая пешеходная экологическая тропа. Она начинается у охотничье-туристической базы. До 22-го квартала лесная дорога проходит по насаждениям приспевающей сосны, затем, после резкого перехода, — по подтопленной местности черноольховых лесов. В следующих кварталах с обеих сторон тропы туристы могут наблюдать сомкнувшиеся средневозрастные насаждения сосны. На стыке четырех лесных дорог оборудовано место отдыха, которое в народе называют “Чучело” (побывайте там, и узнаете почему, а то интрига исчезнет). Затем по просеке вы попадаете на возвышенность ледникового происхождения, название которой говорит само за себя — “Маяк”. Отсюда открывается панорамный вид окрестностей. Следующая остановка — вольер с благородными оленями, и их можно даже покормить с руки.
Далее — болото. С построенной еще в “польские времена” дамбы открывается вид на величественные дубовые насаждения. Как же не заглянуть в дубраву “Парк”, где высятся 250—300-летние дубы?! Есть там, кстати, и 150-летние сосны. А впереди — исторический объект: шведские захоронения 1812 года...

Лес, как маленький ребенок

Разнообразие брестских лесов не оставляет равнодушным никого, хотя соблюден четкий баланс между хвойными и лиственными насаждениями — 50х50. Причем встречаются не только традиционные сосна, ель, береза, ольха... Например, в заказнике местного значения “Орохово” растет островная дубрава, расположенная среди полей. Там комфортно себя чувствуют 18 растений, занесенных в Красную книгу Беларуси, и 37 видов растений, требующих охраны. Среди них плющ — очень редкое вечнозеленое растение, которое можно повстречать только в самом богатом “краснокнижниками” лесном массиве —Беловежской пуще.
Особенно бережно в лесхозе относятся к насаждениям 120-летних лиственниц европейских, заложенных еще во времена польских панов. Сегодня в Брестском лесхозе тоже проводятся посадки лиственницы, поскольку, по заключению ученых, его территория расположена в зоне лиственнично-буковых лесов, как нельзя лучше подходящей для разведения этих ценных и красивых пород деревьев. По мнению Василия Стельмаха, насаждения лиственницы, которой на территории Беларуси крайне мало, играют не только и не столько хозяйственную роль, сколько эстетическую: далеко не каждый житель нашей страны видел это идеально стройное дерево с мягчайшей хвоей.
Отчасти руководствуясь соображениями об эстетическом аспекте выращивания лесов, работники лесхоза заботятся и о расширении видового состава насаждений. В специальных питомниках для выращивания лесопосадочного материала, необходимого для восстановления лесов, кроме сосны, ели, ольхи и березы выращиваются дуб, ясень, липа и клен, а в последнее время даже такие экзотические для Беларуси древесные породы как кедр сибирский, лиственница и бук.
Возможно, со временем в Брестском лесхозе зашумят буковые рощи и устремятся к небу могучие кедры. На радость не только лесоводам, но и туристам, просто любителям природы. Почему — “возможно”?
— Потому что лес не выращивают, его воспитывают, — считает Василий Стельмах. — Он так же подвержен всяким случайностям, как и маленький ребенок. За ним нужен бережный уход на протяжении всей его жизни. А она может составлять, согласно оборотам рубок, сто лет и больше. Кто знает, что может случиться за целый век...
Даже деревья, посаженные при создании Брестского лесхоза, еще растут. Взрослыми “малышей”, только высаженных из питомников в леса, нынешние лесоводы вообще не увидят. Просто девиз у них такой: “Оставить после себя леса лучше и богаче, чем приняли от предков”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter