Леса ходят ходуном

Стройплощадки страны остаются зоной повышенной опасности

Стройплощадки страны по-прежнему остаются зоной повышенной опасности

Чаще всего, согласно статистике, люди погибают во время строительно-монтажных работ: из-за падения с высоты, обрушения конструкций и поражения электрическим током. При этом нередко причиной гибели становится собственная беспечность. За примерами не­оправданного риска далеко ходить не надо. Достаточно обратить взор на ближайшую стройку или ремонтирующееся здание. Как соблюдаются на столичных предприятиях меры по охране труда, корреспонденты «Р» проверяли вместе с сотрудниками Минского городского управления Департамента государственной инспекции труда.

Эй, гражданин, туда не ходи!

— Вы посмотрите, что делается! — начальник управления Сергей Ткачев останавливает служебную «Волгу» напротив строящегося дома по улице Киселева.

Перед крыльцом новостройки разожжен костер, чего делать категорически нельзя. Мы отодвигаем часть металлического заграждения и беспрепятственно попадаем на стройплощадку. Никто не выбегает навстречу с криком: «Вы куда без касок?!»

— Смотрите, вон неинвентарная подставка-козлы высотой более 1,3 метра, ее нельзя использовать, — комментирует главный инспектор охраны труда Александр Ворон, пока мы обходим дом. — Леса смонтированы не по правилам: бортовой доски нет, вместо двух ограждений кое-где одно.

С обратной стороны дома — довольно хлипкого вида деревянные мостки, перекинутые с земли к дверному проему на полутораметровой высоте. Это рабочий вход в здание.

— Он не оборудован козырьком. То есть если сверху упадет кирпич, а кто-то в это время будет идти по мосткам… Ну, вы понимаете, — говорит Александр.

В гулких сводах дома-полуфабриката обнаруживаем дверь в комнату, где сидят прораб и мастер компании ООО «ПерспективаПромЖилСтрой». Сергей Ткачев без лишних церемоний перечисляет замеченные им нарушения и сообщает, что ждет руководителя стройорганизации в 15.00 на Киселева, 4.

Человеку неосведомленному может показаться, что инспектор придирается к строителям, как профессор на экзамене. Ну ведь по-человечески же можно понять: сроки, деньги, рабочих рук не хватает. Только вот цена вопроса здесь не двойка или пятерка, а здоровье и жизнь — статистика несчастных случаев на производстве подтверждает это без лишних эмоций. Только в Минске на стройках за этот год уже погибли 13 человек.

— У нас есть все основания направить письмо в Департамент государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты с фотографиями, подтверждающими нарушения, которые угрожают жизни и здоровью работающих. После этого директор департамента может разрешить внеплановую проверку на этом объекте, — объясняет Александр.

Вся процедура займет минимум три дня. Сейчас же инспекторы могут только временно приостановить работы до момента, пока руководители организаций не примут меры по устранению нарушений. Впрочем, прораб видимых признаков беспокойства по поводу непорядка у себя на объекте не проявил.

Хвала рукам

Следующий пункт назначения — минский хлебозавод № 2. Там нужно выяснить обстоятельства, при которых 16-летний паренек из колледжа хлебопечения недавно получил травму во время обучения. Его руку повредило лентой транспортера, когда он приклеивал этикетки на упакованные в целлофан батоны. Женщины, работавшие в ту смену, показывают, как все произошло: один стикер приклеился не на батон, а на транспортер, и парнишка зачем-то стал его отрывать. В этот момент руку и затянуло лентой. Лозунг «Хвала рукам, что пахнут хлебом» на стене одного из цехов звучит в этом контексте несколько иронично.

Поездка на хлебозавод неожиданно приносит новый улов «строительных» нарушений. Во внутреннем дворике завода внимание Ткачева привлекают двое рабочих на покатой крыше цеха, укладывающих рубероид.

— Снимайте их оттуда! — командует он. — Людей поставили ремонтировать крышу. А где предохранительные пояса? Где ограждения? Где каски? Они ведут огневые работы. Где огнетушитель?

Два брата, работники ООО «СтройМастерСнаб», спускаются и с видом напроказивших школьников бредут к сотрудникам департамента.

Ткачев выносит обычный для таких случаев вердикт о приостановлении работ и приглашает руководителя на встречу.

Записки из «засады»

Строительная отрасль, констатируют инспекторы, самая проблемная с точки зрения несоблюдения мер по охране труда. Осмотр очередной стройплощадки в районе улицы Казинца, где ремонтно-строительный филиал Октябрьского района ОАО «Минскремстрой» реконструирует жилой дом, это подтверждает. Время обеденное, и на площадке никого нет. Как в шпионском детективе, мы сидим в машине с фотоаппаратом наготове и ждем появления строителей. Пока они, вероятно, заканчивают трапезу, инспекторы перечисляют явные нарушения. Стройплощадка не ограждена. Крепления лесов в некоторых местах оторвались от стены дома, и стойки просто болтаются. В настилах рабочих площадок на лесах зияют огромные щели, хотя по правилам расстояние между досками не должно превышать пяти миллиметров. Два пластмассовых ведра из-под краски, оставленные высоко на лесах, — тоже нарушение... Больше всего инспекторов поражает то, как висит высоковольтный кабель: его протянули на высоте метров трех при положенных семи, закрепив вверху на неуклюжей самодельной стойке. Чтобы «стойка» не перевернулась, дощечки, кое-как сколоченные наподобие опоры-крестовины, прижаты кусками бетонных бордюров. Под кабелем стоит трактор. Если провод коснется металлической кабины, последствия могут быть самыми плачевными для водителя.

— Все это от безответственности, — уверен Ткачев. — Порядок на этой площадке можно навести за полдня, было бы желание. А ведь все мероприятия по охране труда предусматриваются на этапе проектирования и включаются в смету. А время, затраченное на подготовку площадок для безопасной работы, оплачивается. Выходит, люди получают деньги за то, чего не делают.

Потихоньку на площадку подтягиваются строители. Один, немолодой уже мужчина, кстати, без каски, начинает взбираться по лесам наверх. Плохо закрепленная конструкция ходит ходуном. Видно, что ему от этой качки не по себе. Рабочий оказывается сварщиком, надевает маску, берет сварочный аппарат.

Александр поясняет, что электросварочные работы на лесах выполнять запрещается. Кабель сварочного аппарата подключен к бензиновому генератору и касается металлических лесов — фактически все сооружение оказывается под напряжением. На этом фоне пластиковая бутыль с бензином (в такой емкости горючее хранить нельзя) кажется мелочью.

Как только сварщик включает аппарат, инспекторы направляются к нему, чтобы «прекратить это безобразие».

— Где написано, что вы можете выполнять свои работы с лесов?

— Не читал, не знаю. А что вы меня отчитываете? Вы прорабу рассказывайте. Мое дело маленькое, отказаться не имею права, — бурчит сварщик.

На самом деле, если наниматель не обеспечивает безопасности выполнения работ, подчиненный может от них отказаться. При этом ему обязаны заплатить среднюю зарплату за все дни, в которые он не работал по вине нанимателя.

Есть такая поговорка: «Бог создал человека, но не создал к нему запчастей». Так может, стоит задуматься о введении личной ответственности за соблюдение мер по охране труда, то есть фактически за жизнь и здоровье?

---------------------------------

Цифры

По оперативным данным Департамента государственной инспекции труда, за десять месяцев этого года в республике в результате несчастных случаев на производстве погибли 173 человека, тяжело травмированы 633 человека. За аналогичный период прошлого года погибли 202 человека, 643 тяжело травмированы. В этом году около 41 % всех несчастных случаев со смертельным и тяжелым исходами произошло по вине работников, включая самих потерпевших.

В прошлом году эти цифры составляли 27 % и 36 % соответственно.

---------------------------------

На снимках: рабочие условия строителей — шатающиеся леса и «дырявые» площадки; недавние сильные ветра могли легко завалить такую конструкцию.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter