Лес под защитой

Пока люди будут жечь костры жарким летом в сухом лесу, спасателям безработица не грозит Каждый год в белорусских лесах спасатели и лесничие обнаруживают до 7 тысяч возгораний — их количество и площадь во многом зависят от погоды. Например, в прошлом году (многие читатели наверняка хорошо запомнили, какими сухими и жаркими оказались два первых месяца прошлого лета) наше лесное богатство пострадало от более чем трех тысяч пожаров, которые в сумме “покусились” на две с лишним тысячи гектаров их общей площади. Нынешнее лето еще не успело зарекомендовать себя как “огнедышащее”: наши леса в основном донимают мелкие пожары площадью до 1 гектара. Белорусские спасатели уверены, что главное в борьбе с огнем — быстрая реакция.
В конце 90-х — начале 2000-х годов лесные пожары были куда “глобальнее”: по данным МЧС Беларуси, тогда площадь среднестатистического пожара могла доходить до 10 га. Слабоватая на тот период работа по обнаружению пожаров, считают сегодняшние спасатели. Оправдание этому, правда, есть очень даже объективное: в то время в арсенале спасателей-пожарных не было такого количества разнообразной техники, с помощью которой можно и вовремя заметить только разгорающийся пожар, и быстро потушить огонь.
Своим сегодняшним техническим вооружением белорусские огнеборцы гордятся; даже на деле продемонстрировали возможности техники своим коллегам из разных стран мира в рамках прошедшей IV международной научно-практической конференции, посвященной предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для этого на учебном полигоне МЧС в Борисовском районе были организованы настоящие “огненные” учения, где спасатели, в частности, показали, как обнаружить и потушить приличных размеров лесной пожар.
Сегодня обнаружением лесных пожаров на территории нашей страны (кроме наземной техники и лесничих) занимаются еще 12 авиаотделений, в распоряжении которых 9 самолетов Ан-2, 8 вертолетов Ми-2 и 4 самолета Ил-103. И именно благодаря авиации спасателям удалось так снизить количество и уменьшить масштаб пожаров. Конечно, каждый день видеть в небе над собственным домом самолет или вертолет, высматривающий, не горит ли где лес, вы вряд ли будете — у этой техники есть своя сезонность и определенное расписание. Патрулирование, как правило, начинается в начале апреля и заканчивается в конце октября, при этом необходимость вылета вертолета определяет еще и погода. У спасателей есть своя градация, которая отражает класс пожароопасности — чем суше и жарче за окном, тем нужнее в небе авиатехника. Впрочем, практика последних лет показывает, что такие пожароопасные условия белорусская погода создает все чаще и чаще.
— Зер гут, отличная работа, — делился впечатлениями находившийся рядом со мной во время учений гость из Германии. Лутц Аккерман, ведущий эксперт Общества по защите реакторов и ядерных установок, приехал понаблюдать за работой наших спасателей уже во второй раз. В первый раз его удивило количество вылетевшей на “сфабрикованный” пожар техники, сейчас он поражался быстротой и качеством проделанной работы.
— Все кажется так легко и просто: смотрите, они даже воду успели подкрасить, чтобы выглядело эффектнее!
На настоящих пожарах подкрашивать воду, которой потом вертолеты и самолеты тушат пожар, конечно, времени нет: здесь счет идет на секунды. А вот использовать всю техническую мощь при необходимости — святое дело. Правда, тушение пожаров с помощью авиатехники применяется не очень часто, обычно достаточно возможностей наземных ресурсов.
Впрочем, и в этом случае условия настоящего леса и пожара в нем несколько отличаются от тех, что даются спасателям для тренировок на полигоне. Например, часто происходит так, что перемежающиеся взгорки и низины, небольшие озера и прочие рельефные “сюрпризы” не позволяют пожарным со всей необходимой техникой быстро подобраться к  месту “икс”. На этот случай в арсенале МЧС имеется еще несколько “палочек-выручалочек”: во-первых, так называемый плавающий транспортер, который может двигаться по бездорожью и преодолевать водные преграды; во-вторых, существенную помощь в экстремальных ситуациях может оказать понтонно-мостовая служба. Она предназначена для наведения понтонных мостов (кстати, различной длины и грузоподъемности), а также для сборки паромов для переправы людей и техники.
Если говорить о пожарах, то нельзя не упомянуть и о причинах лесных и торфяных возгораний. Как ни банально это звучит, но основным “работодателем” спасателям-пожарным выступает не могучая природа, а... обычный человек. Вне зависимости от пола и возраста именно люди чаще всего становятся виновниками даже очень больших лесных возгораний: причиной может стать и брошенный окурок, и незатушенный костер. Кстати, в этом случае сами спасатели не против того, чтобы остаться без работы — особенно летом.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter