Як арганізуем свята ў сваім доме, так яго і правядзём

Лепшы час для святочных вітанняў

Неўзабаве мы зноў, згодна традыцыі, сустрэнем Новы год. Ён будзе з большага для кожнага з нас такім, якім яго заплануем. І ў адпаведнасці з планамі прыкладзем уласныя намаганні, каб нашы праекты паспяхова ажыццявіліся. Тое ж самае тычыцца і святочнай навагодняй ночы. І, натуральна, Калядаў, якія спрадвеку ладзіліся у Беларусі як вялікае свята.






Iншыми словамі, як арганізуем яго ў сваім доме, так яго і правядзём. Як здараецца ўжо не адзін год, у гэтыя дні мы хоць краем вока абавязкова паглядзім не старэчую мастацкую кінастужку Эльдара Разанава  - “Іронія лёсу, альбо з легкім парам”, пачастуемся салатай “аліўе”, праявім шмат фантазіі ў афармленні святочнага навагодняга стала і падарункаў пад ёлку, каб парадаваць родных і блізкіх. І, вядома ж, пажадаем адзін аднаму шчасця, калі гадзіннік пачне адлічваць заканчэнне года мінулага і набліжэнне наступнага. І на гэтым памежжы паміж мінулым і будучынёй, тонкім мастку пад назвай “зараз”, мы наноў паверым у тое, што ўсялякае ліха нас абміне, а памылкі ды няўдачы застануцца ў старым годдзе. І адчуем еднасць не толькі з членамі сваёй сям’і, але і з усімі тымі жыхарамі Беларусі, хто жадае сваёй краіне працвітання. І, канешне ж, парадуемся тым дасягненням, пра якія пойдзе гаворка ў традыцыйным тэлевыступленні Прэзідэнта Аляксандра Лукашэнкі

И кто был тот первый человек, который предложил отметить приход нового года, история умалчивает. Но, наверняка, наблюдая за ритмами природы,  он заметил, что у всего сущего есть свое начало и свой конец, и ощутил потребность в обновлении. Чувствуем же   и мы эту тягу. А может быть, она и вовсе заложена в структуре наших ДНК…  Надо будет спросить у генетиков. И хоть время, как выразился Томас Манн (в иностранные версии: немецкий писатель), не имеет никаких делений или отметок, указывающих на его течение; ни гром, ни молнии, ни рёв труб не оповещает о наступлении Нового года, человек сам устанавливает вехи. Даже когда начинается новое столетие, лишь только мы, смертные, по словам писателя, звоним в колокола и стреляем из пистолетов. Так, видимо, и родилась, традиция отмечать это наступление, как гласит всезнающая Википедия, еще в  Месопотамии, известной колыбели древних цивилизаций 25 веков назад.

Выходит, Новый год – самый что ни есть старый праздник, который и дарит нам чувство обновления. Поэтому мы с удовольствием продолжаем вековую традицию.  

В разные времена он по-разному отмечался и в нашей стране. Некоторые традиции  сохранились и до наших дней, а некоторые родились совсем недавно. Ну, появился же совсем недавно в Березинском заповеднике Болотник, трансформировавшись из злого духа болот в доброго малого. Об этом пишет наш корреспондент из Витебска. А такой обряд как «Калядныя цары», аналога которому нет во всем мире, восходит к давним временам, знаменуя собой приход Нового года.

К пращурам современных белорусов новый год стучался в дома в час весеннего равноденствия. В трэнде тогда были волочебники, которые, обходя крестьянские хаты, песней славили труд, хозяев дома. А те в свою очередь одаривали их обрядовыми подарками – хлебом, яйцами, сыром, колбасой. Это были языческие традиции, которые постепенно исчезали из быта предков в связи с укреплением позиций христианской церкви. Со временем Новый год стали праздновать как праздник Рождества Христова, перенеся его на январь месяц.

По мнению специалистов, в разных регионах Беларуси, новый год наступал в разное время. На территории, которая входила в состав Великого княжества Литовского, его праздновали 1 января еще в 1364 году. А в восточной Беларуси с 1493 по 1700 – в начале осени -1 сентября, тем самым отдавая дань византийской церковной традиции.





В 1699 году Петром I был издан указ, закрепивший за началом года 1 января. Так  формировался зимний новогодний праздник. Его «фишкой» были колядовщики, поистине неутомимые артисты, которые освоили искусство перевоплощения – в коз, медведей и других животных. Наряжаясь в яркие маскарадные костюмы, они шествовали из дома в дом, в которых хозяева с удовольствием слушали их величальные колядные песни. В наши дни с этим обрядом нас знакомят и юные артисты многочисленных детских самодеятельных студий, и студенты гуманитарных колледжей и вузов. Мне приходилось видеть этот шутливый, зажигательный Колядный обряд в Музее истории белорусской литературы в исполнении студентов Белорусского университета культуры и искусств.

Обрядовый новогодний стол у белорусов считался особо торжественным, если на столе соседствовало 12 блюд. Наши деды и прадеды не сомневались: как Новый год встретишь, так его и проживешь. Поэтому и стол старались сделать богатым, а настроение – приподнятым. А в сочельник, накануне Рождества, обязательным блюдом была кутья, поэтому и ужин назывался “кутья”.  

Вот как описывает Рождественское меню в своей книге «Я всю жизнь стремился к свету» отец белорусского поэта Маскима Богдановича Адам Богданович.

«…Свинью или подсвинка баба Рузаля всегда держала и к Рождеству всегда откармливала. Этим сказано все. Это значит, что к Рождеству и на весь мясоед будут душистые «кілбасы», слегка подсоленные и поперченные, с тмином и майораном; будет «паляндвица»и «каркавина» - продетая в толстую кишку; будут на мясоед колбасы кровяные с ячной мукой или крупой, сдобренные мелко искрошенным салом; будет крупяная колбаса с салом же; к пасхе будет «шынка» (окорок) и лопатка, хорошо просоленные и посыпанные селитрой, как спецыей, предохраняющей от гниения, и прокопченные вместе с полендвицами в дыму ельниковых или можжевеловых лапок і будет кадочка пуда в 2-3 просоленного сала на окраску и картошки, и капусты,и бураков, и всякой другой снеди. Начнутся Рождественские свяятки с обязательными блинами… на столе к блинам будет подана в латушке ароматичная и превкусная “веращчака” на “мачанье” к блинам. Для непосвященных объясняю, что это чудесное блюдо составляется из кусочков колбасы, сала и свиного мяса или грудинки, мелко искрошенных и слегка подперченных, с подливкой из пшеничной муки. В верещаку макают блины, свернув в трубочку. Расчудесное дело. После шестинедельного пилиповского поста, при скудном питании, когда “акрасу” составляли грибы да алей, если  были таковые, появление на столе щипящей и соблазнительно пахнуще верещаки  рядом со стопой укрытых полотенцем блинов было событием торжественным, исключительной важности в сфере питания: это значило, что потеря в весе скоро будет восстановлена…”

Но, как известно, человек сыт не только хлебом единым. И вот о чем в этой связи пишет Адам Богданович:

“…для калядных недель сплошь по вечерам, которые назывались святыми, не разрешалось никакой работы: вечера проводились взрослыми в беседах, а молодежью в играх и щелканьи орешков и лущении семечек: особенно нельзя было шить и прясть… Все эти праздники-передышки, облегчения в труде, основанные на общем обычае, люди вылеживались и высыпались, как следует, изнуренное тело возобновляло свои силы, укреплялось, чтобы нести тот каторжный труд, который падал на будни”.





Что интересно, в Рождественские святки в особой чести были и сказки, которые слушали не только дети, но и взрослые, и “душеполезные”  беседы. Они с детства запомнились Адаму Богдановичу.

“В бабиной хате торжественно оправлялись… и первые сочельники, живо сохранившиеся в моей памяти. И не потому только, что здесь было много вкусной и разнообразной снеди, обилие которой побуждало есть возможно меньше, чтобы отведать каждой “стравы” не менее трех ложек, что обязательно требовалось ритуалом, а по тому общему задушевному и духоподъемному настроению которое при этом переживалось. Едва ли что-нибудь другое способно так пробуждать душеверческие чувства и представления и возбуждать религиозные эмоции, как эти исконные празднества народной веры, в тех формах, которые от века сложились. На детский ум они действуют неотразимо.”

Новогодним праздникам в Беларуси сопутствовали гадания и ритуалы. Наши предки верили, что таким образом их семьям будет обеспечен и мир, и достаток. Распространенным обрядом в некоторых регионах страны, считают белорусские фольклористы, был обряд засевания. Его, как правило, выполняла детвора, радостно бегая из дома в дом с сумой, которую благодарные хозяева наполняли подарками после того, как дети их поприветствуют, и, сыграв роли сеятелей, посыплют пол в доме зернами ржи, ячменя, пшеницы. Так укреплялась вера людей в то, что урожай в новом году будет хорошим.

Я хорошо помню, как в середине 60-х, в канун старого Нового года с 13 января на 14-е, в период моего украинского детства, на Харьковщине, в городке Волчанске, тоже ходили веселые колядовщики. Это были соседи с нашей улицы Подгорной. Щеки двух сестер-портних – тети Наташи и тети Маруси были разукрашены ярко-красной помадой, дескать, раскраснелись так от мороза. А морозы и вправду были трескучие, градусов двадцать под вечер. И у плотника дяди Феди, изображавшего Деда Мороза, нос тоже был в помаде, а к густым черным бровям прилеплена вата… Соседи, посыпая нас зерном, пели вот такую песню: і в вас, і в нас, хай будэ гаразд, щоб ви і мы, щасливі були… И было весело захватывать со стола из вазы пригоршней конфеты, печенье и скидывать их в большущий мешок колядовщиков, а потом догонять смешных гостей в темных сенях и совать еще в чьи-то разгоряченные ладони бабушкины пироги с мясом…  Те радостные мгновения жизни семьи, детское мое изумление, восторг и ощущение огромного счастья в дни Рождественских святок как яркий стоп кадр хранятся в памяти.

Существовал в Беларуси, как рассказывают этнографы, и ритуал, который укреплял в семье дружбу, взаимопонимание. Когда все ее члены, садились за праздничный стол минут за 20 до начала Нового год, на середину стола ставилась глиняная посудина с водой. И каждый член семьи должен был протянуть над ней левую руку и немного подержать ее над водой, в мыслях отдав воде все дурное, что случалось с ним в прошедшем  году. А через минуту эта вода со всем негативом выливалась за окно. И делал это самый старший член семьи. В полночь та же миска до краев наполнялась водой, и магическое действо повторялось. Только уже каждый присутствующий протягивал над ней правую руку, в мыслях желая родным и себе добра, здоровья, удачи, благоденствия. Потом миску пускали по кругу, по часовой стрелке, и каждый, включая и детей, отхлебывал из нее по глоточку воды, веря, что все пожелания исполнятся.

Желание обновления породило множество примет, правил, как себя вести, запретов. Не потому ли нам так хочется вернуть все долги, если таковые имеются, чтобы в новом году не одалживаться, распрощаться со старыми вещами, как это делают в Италии, вычистить  дом, приобрести обновки. Мы, жители Беларуси, не одиноки в своем желании новизны  и надежд на лучшее будущее… Стоит только загуглить новогоднюю тему в интернете, как самообразуешься, что называется, по полной. Как только не встречают Новый год в разных странах! И о чем только не мечтают! Даже про наши гаданья узнаешь. Причем пишут об этом россияне. Вот пример с одного из российских сайтов:«В Белоруссии же любительницы фольклора обожают в этот праздничный день кормить с рук петухов. В результате перед голодной кукарекающей птицей выстраивается шеренга девиц, которые хотят выйти замуж. Та девушка, к которой подойдет первой петух и начнет с ее рук клевать зерно, пойдет под венец первой…»  Узнала я и о том, что, оказывается, даже в космосе есть свои традиции встречи Нового года. Астронавты переодеваются в традиционные костюмы Снегурочки и Деда Мороза и даже балуются тем, что ловят Деда Мороза за бороду в состоянии невесомости. Только вот поднять бокал с шампанским в полете нельзя, но зато поздравлять друг друга космонавты могут целых 16 раз - по числу часовых поясов в Америке и России.





Кстати, и по сей день, если 1 января придти в какой-нибудь минский бутик за покупкой, то продавец обязательно сделает хорошую скидку. Тогда ему повезет: в новом году торговля будет успешной. Сама в прошлом году удостоилась такой чести, купив сыну в подарок – куртку.

Как известно, все течет, все меняется. И новогодние традиции, и обряды не избежали этой участи. Некоторые утратили свой магический смысл и превратились в забавные игры. Появились и новые сказочные персонажи. Деда Мороза стала сопровождать Снегурочка,  Зима и другие герои белорусских народных сказок.  

Мифологическом предком современного белорусского Деда Мороза был Зюзя, языческий бог зимы и стужы. Он олицетворял зимний холод. Вплоть до Х1Х столетия о нем вспоминали в народе, приговаривая во время проведения праздничных новогодних обрядов: “Зюзя на дварэ – куцця на стале”. Согласно фольклорным свидетельствам, белорусы, как упоминается в досье БелТа, представляли себе Зюзю седым толстым дедом, низкого роста с косматой бородой, босым, без шапки, с железной булавой. Верили, что большую часть зимы Зюзя проводит в лесу, но время от времени наведывается и в деревни, принося сильный мороз. Разозлившись, Зюзя бьет булавой об пень, тогда начинаются трескучие морозы. На Коляды ему оставляли часть кутьи, чтобы не был таким лютым. А чаще всего хозяин кидал за окно первую ложку каши, приговаривая: “Мароз, хадзі куццю есці”.

Древний Зюзя поселился в белорусском Поозерье. Местом его постоянной прописки стала усадьба в Поставском районе Витебской области. Зюзя Поозерский славится своим гостеприимством. В новогодние дни он встречает туристов со всей Беларуси, угощает гостей горячим травяным чаем из самовара, который растапливается дровами, потчует блинами и пряниками, испеченными по старинным рецептам. Но сейчас у него, как пишет в своем материале Сергей Голесник, у Зюзи – отпуск.

Ну, а доброта и белорусскому Деду Морозу, как и многим другим его собратьям в других странах ближнего зарубежья, полагаю, как и западноевропейскому Санта Клаусу, по всей вероятности досталась по наследству от архиепископа Николая, вполне реального человека, который жил в 1У веке в Византии. Он по преданиям оказывал помощь всем тем, кто в ней нуждался. После кончины его возвели в ранг христианских святых. И 19 декабря - день святителя и чудотворца Николая празднуется и верующими и в нашей стране.

XXI век привнес в новогодний отдых много новшеств. К примеру, на Рождественский костюмированный бал, который ежегодно устраивается в Национальном академическом Большом театре оперы и балета на старый Новый год, уже с октября все билеты проданы: таким популярным он стал не только у минчан, но и жителей из других регионов. На балу большинство гостей в маскарадных костюмах, благодаря чему возникает иллюзия одновременного попадания в разные столетия. Кого здесь только не встретишь: и князя Витовта, и Ягайло, и персонажей из оперных спектаклей Большого, и бравых офицеров в эполетах, вальсирующих с дамами в нарядах пушкинской эпохи…

Не менее популярна встреча Нового года в агроусадьбах, где гостям предоставляется возможность быть поближе к природе, а также отведать блюда, которые выставлялись на новогодний, или рождественский стол нашими бабушками, скажем, такие как «гарэзы», своеобразные картофельные пирожки с мясным фаршем, грибами и тмином, обжаренными на смеси нутряного жира и растительного масла. Это вкусное самобытное блюдо уже побывало не на одном кулинарном фестивале, и гости усадьбы «Достаток», что в самом маленьком городке Беларуси Дисна, могут заказать его на новогодний или рождественский стол, если окажутся в усадьбе.





Все чаще жители из разных регионов в праздничные дни вместе с детьми, у которых в это время длятся школьные каникулы, ездят в гости к деду Морозу, в Национальный парк  “Беловежская пуща”.  

В последнее десятилетие в Беларуси поддерживается замечательная традиция проведения благотворительных елок для детей. Праздники устраиваются повсюду, там, где в них особо нуждаются маленькие граждане нашей страны. И воспринимаются детьми-сиротами, детьми-инвалидами, детьми из малообеспеченных семей, как новогоднее чудо, которое дарят им взрослые. Значимым событием Нового года для многих юных граждан становится праздник у главной елки страны, в котором принимает участие Президент  Беларуси.

Елки радуют повсеместно: в городах и местечках, нарядные, мерцающие огнями, они украшают площади и скверы. В офисах, супермаркетах, больших и малых, жилых домах – тоже сплошь сверкающие огоньками елки: создают предновогоднее настроение.

Минск в рождественско-новогодние святки – прекрасен. По вечерам он весь расцвечен огнями, которые зажигаются 25 декабря. В этот день католики празднуют свое Рождество, а православные дожидаются 7 января, соблюдая шестинедельний Пилиповский пост. Для тех, кто предпочитает искусственной елке – живую, елочные базары предоставляют огромный выбор лесных красавиц разной величины. Кстати, на Октябрьской площади уже смонтирована главная елка Минска высотой 33 метра, украшенная в национальном стиле. В ночь с 31 на 1 января там, когда стрелка часов приблизится к 12, можно будет услышать громкое “ура!” многочисленных желающих встретить Новый год в центре города.

Михалина ЧЕРКАШИНА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter