В поисках утраченного. Лепель на старинных почтовых открытках

Лепель: когда старое соединяется с новым

Уже от начала своего возникновения Лепель имел, можно сказать, стратегическое значение, благодаря месторасположению — вблизи знаменитого пути «из варяг в греки» и окружающим природным условиям. Строительство в 1797 — 1805 гг. масштабной для тех времен Березинской водной системы, соединившей Днепр и Западную Двину, тому подтверждение. Еще город расположился чуть ли не в эпицентре «озерного взрыва», более того — непосредственно на живописном берегу Лепельского озера. Кстати, на территории современного Лепельского района 136 озер!

Православный собор. Нач. XX века.
На старинных почтовых открытках мы видим шлюз в Лепеле. Он входил в Березинскую систему каналов. Главная цель постройки Березинской водной системы и ее каналов — облегчить провоз леса из северной части Минской губернии в Ригу. Маршрут описывали следующим образом: «Березина — озеро Пелик (Палик. — Прим. ред.) — Сургучевский канал — река Сергуч — соединительный канал — озера Манец, Плавье, Берешта — река Берешта — Веребкинский канал, река Есса (Эсса. — Прим. ред.) — озеро Проша — 1-й Лепельский канал — Лепельское озеро — 2-й Лепельский канал — река Верхняя Улла — Чашницкий канал — река Улла; всего от города Борисова на реке Березине до местечка Уллы на Двине считается 231 верста». В Лепеле располагалась администрация Березинской водной системы, что способствовало развитию поселения.

Вообще, мысль о проведении Березинского канала возникла еще в период царствования короля польского и великого князя литовского Сигизмунда III — тогда существовал проект соединения бассейна Днепра с бассейном Немана. В 1631 году Варшавский сейм даже назначил специальных комиссаров для осмотра местности и составления сметы расходов. Но по неизвестным причинам предприятие не осуществилось.

Березинская водная система активно эксплуатировалась и к началу XX века поизносилась — ее техническое состояние оценивалось как неудовлетворительное: «В половодье насыпи каналов прорываются, и производящийся каждый год ремонт не достигает своей цели. С 1805 по 1817 год по Березинской системе, кроме сплава леса, проводилось и судоходство. В 1817 году судоходство прекратилось, так как в Борисове после сожженного в Отечественную войну моста построен был мост без подъема и с таким отверстием, что могли проходить под ним только плоты. Так продолжалось до 1834 года. В 1843 году система была несколько улучшена… но это оказалось только полумерой. В настоящее время по системе ходят только плоты строевого леса, причем плоты связываются небольшие…» (из книги «Верхнее Поднепровье и Белоруссия» 1905 года). Надо отметить, пристань в Лепеле при Березинском канале относилась к важнейшим причалам в системе Западной Двины.

Аллея на ул. Дворянской. Нач. XX века.

Нынешний Лепель начинался с поселения под названием Старый Лепель. Место это известно с 1439 года, когда Михаил, сын великого князя литовского Сигизмунда Кейстутовича, подарил владения витебскому костелу. Король Сигизмунд I в 1541 году перевел этот фундуш (т.е. имение, предназ­наченное на благотворительные и общеполезные цели) виленскому капитулу (коллегии духовных лиц).

В 1568 году по повелению короля Сигизмунда-Августа «полоцкий каштелян, староста Лепельский и державца Чечерский и Пропойский Юрий Николаевич Зеновьевич в старом Лепеле построил замок (для скорейшего окончания замка на полуострове по королевскому повелению употребили людей из ближайших сел, принадлежащих помещикам), постоянно охранявшийся сотней пехоты и 200 человеками кавалерии, получившими содержание от казны».

Жилая застройка на ул. Озерной. Нач. XX века.

В 1586 году Старый Лепель продан Льву Сапеге, который стал строить чуть в стороне, на месте имения Белое, Новый Лепель.

В 1609 году и Старый, и Новый Лепель отданы во владение виленскому бернардинскому женскому монастырю святого Михаила.

В 1793 году Лепель вошел в состав Российской империи.

В 1802 году — уездный центр Витебской губернии.

Лепельский шлюз открыт. Нач. XX века.

Шлюз закрыт.

5 апреля 1805 года вышло высочайшее повеление: «Местечко Лепель, виленскому бернардинскому женскому монастырю принадлежащее, которое заключает в себе до 274 душ монастырских крестьян и в котором находится уездный город со всеми теми крестьянами, причислить в казенное ведомство и обратить оное в уездный город, перечислив и жителей того местечка в мещанское состояние, а окружные земли в городской выгон; бернардинскому же монастырю взамен того производить из казны ежедневно получаемый ныне с того местечка доход, сколько оного по действительному расчету окажется».

В 1812 году через Лепель проходили французы, причинив городу немало вреда: испортили шлюз и сожгли подъемный мост. Весь Лепельский уезд, занятый неприятелем, подвергся величайшему разорению: происходили убийства, грабежи, пожары. По свидетельству М.О.Без-Корниловича («Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии», 1855 год), «присоединившиеся к мародерам некоторые крестьяне жгли господские дома или в лесах указывали им места, где скрывались несчастные жители со своими семействами и остатками имущества».

Здания клуба и полиции. Нач. XX века.

Что же представлял собой Лепель в конце XIX — самом начале XX века?

Судя по старым фотографиям, городок милый, уютный, очень зеленый. А вот его характеристика из книги «Верхнее Поднепровье и Белоруссия»:

«Торговля Лепеля крайне слаба; не способствует развитию ее и Березинский канал, впрочем, тоже не имеющий ныне почти никакого значения.

Лепель разделяется на 30 кварталов. В пределах города на реке Ессе, соединяющей озеро Лепель с озером Прошо, устроено две плотины, а на реке Ульянке — три плотины и два шлюза.

Земли городской — 2.100 десятин, в том числе под городом 339 десятин».

Костел. Нач. XX века.
Можно добавить, что в «подгородных местностях» Лепельского уезда практически промышленный характер носило огородничество. Но куда больший доход давал лес. В 1899 году «в Витебской губернии рубкой леса занималось 7.400 человек; заработок их достигал 136.800 рублей, а вывозом леса занималось 7.320 человек с заработком в 247.035 рублей. Наибольшее количество лиц, занимающихся рубкой, дает Лепельский уезд — 3.200; он же дает и наибольший заработок — 90.800 рублей».

Также первое место в губернии Лепельский уезд занимал в кирпичном производстве: 240 кустарей, вырабатывавших в год 72.000 рублей, и кожевенном: на 1 января 1900 года 40 кустарей с заработком 3.250 рублей. Развивалось винокурение, производилась выделка овчин.

Жило в Лепеле около 7 тысяч. Строения в городке были в большинстве деревянные. Доходы городской казны, надо признать, скромные. Ярмарки (установленные на День Святого Духа, Рождество Богородицы, Богоявление и на Масленицу) не отличались особым изобилием товаров и масштабом торговли.

В Лепеле действовали храмы нескольких религий и конфессий. Исторические источники свидетельствуют, что древний деревянный костел сгорел: вместо него в 1780 году выстроили другой, но и тот в 1833 году уничтожил пожар. В 1844 году построен  Преображенский собор, в 1868-м — церковь святой Параскевы Пятницы. В 1876 году завершено строительство кирпичного костела святого Казимира (на том месте, где в 1604 году стоял деревянный костел). В 1900 году возведена Георгиевская церковь.

Торговый ряд на ул. Пушкина. Нач. XX века.

Вот такие штрихи давней, даже древней, истории. Конечно, сегодня мы еще знаем Лепельский край как территорию, где в годы Великой Отечественной войны образовалось мощное партизанское движение, происходили важнейшие сражения с гитлеровскими оккупантами. Действительно, место здесь стратегическое.

likchodedov@mail.ru

ulitenok@sb.by

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter